«День» продолжает знакомить с музейными раритетами. Сегодня будет идти речь о защитном (и не только) устройстве, которое обязательно устанавливали перед обогревательными приборами, а такими в давние времена были только камины (или камельки).
Артефакт находится в постоянной экспозиции Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины (проспект Свободы, 15).
Основное назначение экранов для каминов — защита людей и помещения. Если проще — предотвращение пожара, поскольку из топки могут вылетать искры или раскаленные угольки. Также, благодаря металлической пластине внутри, которая нагревалась от открытого огня, тепло от камина распространялось на все помещение. В то же время такие экраны имели и декоративные функции — становились неотъемлемой частью интерьера.
«Наличие на нашем экране для камина гербов (а там — и литовские, и польские символы) однозначно указывает, что эта вещь принадлежала лицам какого-то известного магнатского рода, то есть владельцы такого экрана были людьми зажиточными», — говорит заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей КОЛОТАЙ. И добавляет, что из какой именно страны этот каминный экран, неизвестно: «Из Центральной Европы».
Ткань на передней части экрана плохо сохранилась — имеет потери. Можно заметить, что выгорели цвета, а это значит, что его активно эксплуатировали. Каркас экрана — деревянный, то есть близко к источнику огня экран не ставили.
ХЕЛЕН АЛЛИНГЕМ «В ДЕТСКОЙ»
Такие экраны широко применяют и до сих пор. В зависимости от материалов, которые применяют для вот такой (от открытого огня) защиты, экран устанавливают или непосредственно перед каминной топкой, или на небольшом расстоянии от нее (до полуметра). А материалы для изготовления экранов могут быть самыми разнообразными — традиционными стальными или чугунными, с использованием термостойкого стекла, выполненными из бронзы, латуни или даже ткани. Также экраны бывают с разным количеством створок — имеют их две, три, четыре и даже больше.
Экран для камина первой половины XVIII века Музей этнографии и художественного промысла получил от своего предшественника — Львовского промышленного музея, основанном в 1874 году.
А я, по традиции своих постмузейных странствий, поискала такой экран в живописи. Не скажу, что много, но нашла. Это картина «В детской» англичанки Хелен Аллингем, что трогает своей нежностью, да и экран для камина на ней виден.
Поэтому ходите в музеи — узнавайте и развивайтесь. По желанию, проводите собственные исследования. И читайте газету «День» — есть чем вас и заинтересовать, и удивить. А главное — поощрим «глубоко копать».