В галерее «Персона» открылась большая выставка. Под названием «Свет тысячелетия». В выставке принимают участие девять известных современных украинских творцов — живописцев, скульпторов, эмальеров. На ней представлены произведения художников, получивших образования и сформировавшихся еще в советские времена. «Однако их творчество свидетельствует о том, что никакая идеология не в состоянии вытравить из души творца, одаренного своим непостижимым талантом, ту искру, которая в конце концов и приводит к Богу. Эти художники не монахи, не иконописцы, они не посвящают свое творчество исключительно религиозной теме. Но проблемы духовного, высокого и святого, в которых воплощены тысячелетние традиции и путь возмужания души, интересуют их всегда. Вечная тема человеческой любви, надежды, веры и мудрости, духовного подвига и самоотвержения отражаются в их работах творчески и образно. И это большой труд души каждого из них», — убеждена Леся Авраменко, кандидат искусствознания, директор галереи «Персона», куратор выставки.
Борис Михайлов в течение 10 лет создавал большой живописный цикл, посвященный Евангельским событиям. В его работах органично соединены торжественная небесная символика и убедительная земная будничность. Но лучшим картинам цикла присуща еще и определенная «композиционная мелодика», трепетно-радостная и щемящая («Благая весть», «Мария и Елизавета», «Спас-виноградарь»). Петр Малышко — автор икон на стекле. Ему, профессиональному художнику, удалось не просто воспроизвести, а — что куда важнее — сохранить искренность, непосредственность и смысловую насыщенность народного искусства («Божья матерь в скорби»). В картинах Нины Денисовой своеобразно концентрируется тысячелетний опыт религиозного искусства. Угадываются «воспоминания» про народное искусство, украинское барокко, западноевропейское Возрождение (например, про известную «Мадонну под яблоней» Кранаха), бойчукизм, искусство ХХ века, но все эти составляющие создают лишь целостный сплав индивидуальной манеры художницы («Под яблоней»). Торжественности и, как не парадоксально это звучит, настоящей живописной красоты исполнено «Несение креста» Михаила Гуйды. Один из трагичнейших эпизодов Евангелия художник трактует скорее как момент возможности просветления и прозрения для всех свидетелей того, что происходит. Минимальность художественных средств в картинах Николая Малышко оказывается достаточной для воплощения глубоких, насыщенных тайным смыслом христианских понятий («Во славе»).
Эмальерный триптих Александра Бородая «Старые фрески» — не только мастерское художественное отображение Евангельских событий, но и размышление про судьбу искусства, про вечность истинной духовности, над которой не имеют власти ни земное время, ни земная власть. Киевские супруги-эмальеры Татьяна и Сергей Колечко считают себя учениками Александра Бородая. Для триптиха Сергея Колечко «Очи старых храмов» характерны не только глубина замысла и емкость выбранных образов, но и утонченная красота исполнения. Эмалям Татьяны колечко свойственны радостная сказочность, постоянное любование чудом, которое происходит бесконечно («Рождественский вечер»).
Скульптор Анатолий Кущ — автор многих работ, посвященных Евангельской теме. Большинство из них — не просто высокохудожественные произведения, но и предельно честные раздумья современного человека, современного творца над проблемами Веры, Выбора, Жертвы и Спасения. Среди скульптур мастера, вошедших в нынешнюю экспозицию, выделяются рельефы «Христос и Понтий Пилат», «Тайная вечеря».
«Более тысячи лет Украину озаряет свет христианской идеи. Этот свет сопровождает нас и в новую эру, сияя чем дальше, тем ярче», — говорит Леся Авраменко по поводу названия нынешней выставки, эпиграфом к которой стали слова из Евангелия от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».