Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Британское кино: от влюбленных дедов до сиамских близнецов

26 ноября, 2007 - 19:52
КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ТРИСТРАМ ШЕНДИ: ИСТОРИЯ ПЕТУШКА И БЫЧКА» / КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВЕНЕРА»

В Киеве премьерой драмы «Дневник скандала» начался всеукраинский фестиваль Нового британского кино, организованный совместно Британским советом и прокатной фирмой «Артхаузтраффик». Кроме столицы, показы пройдут также в Харькове, Одессе, Днепропетровске, Донецке и Львове, а позже — во всех областных центрах страны.

По общему признанию, в этом году программа седьмого по счету фестиваля самая сильная за всю историю его проведения. Если раньше преобладали бытовые семейные (часто скучные) драмы режиссеров, мало известных за пределами Островов, то сейчас имеем настоящее жанровое разнообразие международно признанных картин.

Например, комедии. На этот раз у них неожиданно эротический уклон. Так, в «Секс-сапогах» (режиссер Джулиан Джарольд), основанных, между прочим, на реальных событиях, идет речь о злоключениях молодого провинциального бизнесмена, пытающегося спасти от банкротства семейную обувную фабрику в родном городе Нортхемптоне. Заезжий актер (или актриса) лондонского кабаре, гламурный трансвестит Лола, дает довольно провокационный план спасения семейного бизнеса. И дальше сюжет раскручивается на смешных недоразумениях, возникающих между полами. «Венера» (режиссер Роджер Митчелл; в одной из ролей — легенда мирового экрана, Питер О'Тул) — это уже иллюстрация известного тезиса о покорности всех возрастов любви. Главные герои, Морис и Иан — умерено успешные, стареющие актеры на склоне своей карьеры, чье время проходит в разговорах о жизни, театре и неопределенности бытия, когда тебе за 70. Побаиваясь одинокой старости, Иан разрешает переехать к себе своей внучатой племяннице Джесси, чтобы та заботилась о нем. Но не так случилось, как думалось: Джесси оказывается необразованной, матерящейся, выпивающей провинциальной девкой. Морис пытается приобщить девушку к высокой культуре, но заканчивается это тем, что у Мориса, несмотря на 50 лет разницы в возрасте, к Джесси появляются романтические чувства.

Особым успехом у зрителей будет пользоваться «Ирина Палм сделает это лучше» (режиссер Сем Гарбарски); во всяком случае, на последнем Берлинском кинофестивале фильм получил именно приз зрительских симпатий от газеты «Berliner Morgenpost». Мэгги, застенчивая и респектабельная 50-летняя вдова из консервативного лондонского предместья, в отчаянии пытается найти средства на лечение своего внука. Она уже потратила все сбережения, продала свой дом, но этого слишком мало, деньги все еще необходимы. После нескольких напрасных попыток найти работу, Мэгги все-таки находит ее в заведении с выразительным названием «Сексуальный мир». Поняв, в чем состоят ее обязанности (удовлетворять клиентов, работая руками), она проявляет твердость духа, открывает в себе новые, пусть и весьма специфические, таланты, находит новых друзей, но, главное, зарабатывает необходимые деньги на лечение внука. Хотя, конечно, так безоблачно эта история не заканчивается. Интересно, что роль Палм в картине исполняет Марианна Фейтфул — дочь баронессы и шпиона, одна из легенд западной контркультуры 60—70-х годов (в частности, записала первую песню, созданную «Роллинг Стоунз»), которая знала изнутри жизнь многих рок-звезд, была знакома с компанией знаменитого убийцы Чарльза Мейсона и даже два года жила прямо на улице, не имея собственного жилья. Так или иначе, но в свою героиню Фейтфул вкладывает неподдельное чувство собственного достоинства, с которым и делает свою необычную работу.

В «Тристрам Шенди: история петушка и бычка» эротики нет, но есть сюжет романа известного британского писателя Лоренса Стерна «Жизнь и взгляды Тристрама Шенди, джентльмена». Экранизировал это произведение старательно раскручиваемый в последние годы режиссер Майкл Уинтерботом. Он же является автором совсем не комедийного «Пути к Гуантанамо» — истории четырех британцев пакистанского происхождения, которые поехали в Пакистан на свадьбу, но случайно оказались в Афганистане, среди талибов, попали в плен к американцам, засадивших бедняг в печально известный лагерь для пленных в Заливе Гуантанамо на Кубе.

В общем, самые интересные на фестивале все же серьезные, драматические ленты. Так, вышеупомянутый «Дневник скандала» (режиссер — Ричард Эр) получил в начале года четыре номинации на «Оскар»: лучший сценарий, саундтрек, главная женская роль и женская роль второго плана. Две последние — вполне заслуженно, потому что картина держится на работе прекрасных актрис — Кейт Бланшетт и Джуди Денч. Насколько женственная, хрупкая и впечатлительная первая, настолько жесткая, вспыльчивая и непредсказуемая вторая. И если Бланшетт, по большому счету, не делает ничего особенно нового, то Денч играет действительно богатую психологическими оттенками роль. Собственно, именно благодаря ее работе фильм и запоминается.

Очень интересна по форме музыкальная драма «Братство головы» (режиссеры Кит Фалтон, Луис Пепе). Это образец жанра mockumentary, то есть художественного фильма, созданного в стилистике документального кино. Рассказывается здесь о талантливых сиамских близнецах Томе и Барри (их играют Гарри и Люк Тредвей), которые становятся в 1975 году звездами панк-рока. Кроме того, режиссерам удалось задействовать в своем проекте патриарха британской режиссуры Кена Рассела, который очень серьезно дает интервью об ансамбле «Бенг-Бенг», даже демонстрируются кадры из его незаконченной картины об этих рок-близнецах. Казалось бы, биографических и псевдобиографических фильмов о рокерах различного калибра снято уже множество, невозможно сказать ничего нового. Но Фалтону и Пепе удалось избежать как пережевывания несвежих стандартов о рок-н-рольной разнузданности, так и спекуляции на уродстве главных персонажей. «Братство» — это действительно драматичная, местами мрачная, местами полная обжигающей энергии, местами странная лента, одним из главных — несуществующих — героев которой является третий, нерожденный брат, будто так и оставшийся зародышем в голове Барри. У фильма есть все шансы стать культовым среди любителей различных экстремальных субкультур.

Один из самых интересных фильмов программы — «Последний король Шотландии» (режиссер — Кевин Макдональд). Его можно назвать политическим триллером или даже просто триллером, но это несколько сузит пафос ленты. Потому что главная ее тема — борьба против тиранов или точнее то, что может сделать маленький человек, обычный гражданин в этой борьбе.

Сюжет фильма основан на реальных событиях. Тиран, о котором идет речь, — диктатор Уганды Иди Амин (Форест Уитакер), во времена правления которого было уничтожено более 300000 человек. Он руководил страной почти все 70-е, пока не был отстранен от власти в 1979 году. Его антипод — юный шотландец, врач-идеалист Николас Гарриган (Джеймс МакАвой), бывший определенное время особо приближенным к Амину, работавший его личным врачом и советником. Драматургия «Последнего короля» понятна: гость практически наугад приехал в далекую экзотическую страну, неожиданно оказался в самом сердце местной власти, пережил взлет и падение, смертельную опасность и чудесное спасение. Интересно здесь другое: как меняются самые главные герои. И здесь — главная приманка «Последнего короля Шотландии» — один из лучших на сегодняшний день чернокожих актеров, Форест Уитакер (прославленный, между прочим, главной ролью в фильме Джима Джармуша «Пес-призрак»).

Бытует убеждение, что играть плохих и злых проще. Но преимущество Уитакера в том, что его Амин — это далеко не одномерный монстр, как можно было бы ожидать. Он напоминает Дракона из знаменитой сказки Шварца; у того было несколько голов-туловищ, которые он менял в зависимости от ситуации. Уитакер как раз и сумел придать своему Амину такую дьявольскую многоликость. В первых кадрах он предстает как харизматичный лидер, своего рода отец нации, танцующий с народом, искренний, открытый и раскованный. Потом — веселый балясник, душа компании, самоуверенный мачо, светская личность… Головы, то есть маски, меняются как в калейдоскопе, причем чем дальше, тем ближе к истине: строгий генерал, растерянный пациент, мучимый газами (очень смешная сцена, между прочим), смущенный критикой самодур, опасный параноик-сумасшедший, и, наконец, хладнокровный убийца. Работа просто виртуозная, и «Оскар» за лучшую мужскую роль был присужден Уитакеру вполне заслуженно. Однако даже такого ловкого и умелого дракона одолели простые люди, королем которых он себя считал. И не последнюю роль в этом сыграли показания Николаса Гарригана, который все-таки смог побороть свой страх. Мораль ленты очень понятна, и, как уже было сказано, всегда уместна и злободневна: на каждого, даже самого совершенного и самого вооруженного Змея-Горыныча всегда найдется свой Ланселот.

Итак, у отечественного зрителя, наверное, впервые за все годы независимости есть прекрасный выбор современного британского кино. Возможно, придет день, когда точно так же можно будет сказать и о кино украинском.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ