Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бубка forever!

12 сентября, 2000 - 00:00

Вычурное внешне упражнение — преодоление высоты при помощи шеста пришло в спорт из развлечений древних народов. Подскочить выше, чем тебе дано природой, при помощи постороннего предмета — символ прогресса человечества, который всегда находит путь вверх, несмотря на внешнюю невозможность этого пути. Оставшись в жизни благодаря спорту, прыжки с шестом так же, как метание молота, диска или копья, возвращают человечество в его первичную юность, когда человек в борьбе за выживание взял в руки первые попавшиеся предметы.

В современном виде прыжки с шестом появились во второй половине шестидесятых, когда на смену металлическим и бамбуковым пришли снаряды из синтетического фибергласса. Новые шесты подбрасывали спортсмена кверху, как пружина, и результаты прыгунов резко возросли. Приблизительно на метр-полтора, как у кого. Предпосылкой достижения высокого результата стало умение взяться за конец шеста как можно выше — так как его длина не ограничивается. Здесь тоже, как будто границы были достигнуты еще в восьмидесятые. Если бы тогда же в секторе для соревнований не появился Сергей Бубка.

В это непросто поверить, однако еще и еще раз сверившись со справочниками, убеждаешься, это было именно тогда, в страшно далеком 1983-м. Первый чемпионат мира по легкой атлетике. Заполненный доверху стадион-семидесятитысячник в Хельсинки (можете вообразить заполненный «Олимпийский» в Киеве на легкой атлетике?). Среди сенсаций турнира, т.е. неожиданных чемпионов, двое украинцев — прыгун в высоту Геннадий Авдеенко из Одессы и прыгун с шестом Сергей Бубка из Донецка. Оба попали в союзную команду в последний момент, оба удивили всех. Авдеенко, несмотря на его выдающуюся победу, почти забыли, Бубку знает весь мир. Символично, что именно первый чемпионат мира стал местом первой победы украинского суперпрыгуна. Он был чемпионом мира семь раз подряд — рекорд, который вряд ли кто превзойдет. Наличие же в списке чемпионов в течение многих лет только одного чемпиона, как это было с Бубкой, — такое уже не повторится никогда. Сергею не везло на Олимпийских играх. Сначала бойкот со стороны Москвы олимпиады в Лос-Анджелесе, потом успех в Сеуле, а потом досадная неудача в Барселоне и невыход на старт из-за травмы в Атланте. Может поэтому так стремится наш чемпион победить в Сиднее, хотя хорошо понимает, что это уже нереально.

А может другая причина так неестественно долго удерживает Бубку среди действующих легкоатлетов? Сергей Назарович стал нашим первым легкоатлетом, который честно заработал своим феноменальным талантом большие деньги. Удачное совпадение взлета Бубки с профессионализацией легкой атлетики и рыночными преобразованиями на его родине, умножено на нерядовые умственные способности рекордсмена, дало следующим поколениям наших атлетов пример, как вместе со спортивной славой можно добыть материальный достаток высокого европейского уровня. Сергей Бубка сумел не растранжирить свой талант, смог не только заработать деньги, достаточные для безбедного проживания в элитном Монте-Карло, но и вложить их в прибыльные бизнес-проекты. Очень долго феноменальные природные данные и умение поддерживать спортивную форму позволяли нашему атлету совмещать спортивные победы с бизнесом. Загнанные на недосягаемую для других высоту, рекорды Бубки предоставляли ему возможность собирать урожай призов и с результатами, на ступень низшими.

Почему Сергей Бубка не прекратил выступления в момент зенита своей славы, что было бы красиво и уместно? Оказывается, что сам спортсмен, как и любой из нас, не хотел верить, что данный ему природой запас сил может когда-нибудь иссякнуть. Верилось, что вот вылечусь и опять полечу за шесть метров. Самообману помогало и то, что статус действующего чемпиона и рекордсмена позволял Бубке заключать значительно более выгодные контракты с рекламными фирмами, которых бывшие чемпионы, даже супервыдающиеся, интересуют не очень. В итоге все долго верили в чудодейственное возвращение украинского рекордсмена в сектор для прыжков на олимпийском стадионе Сиднея. Но попытки вернуться оказались неудачными. Запланированную серию выступлений в соревнованиях Гран-при перед Олимпиадой Бубке пришлось прекратить, чтобы окончательно не потерять свой имидж. В чудо прыжок в Сиднее уже не верит никто, даже сам спортсмен. Однако на Игры Сергей Бубка едет и делает правильно. Наилучшим завершением его карьеры был бы выход на параде открытия Олимпийских Игр впереди команды Украины с нашим национальным флагом. Так бы и запомнил спортивный мир украинца Сергея Бубку — на параде с флагом своего государства. Почти стопроцентная неудача в секторе не испортила бы заслуженного и красивого финиша спортивного пути выдающегося атлета ХХ века.

К сожалению, по непонятным и никому не объяснимым причинам наш флаг понесет на олимпийском параде другой атлет, также заслуженный, но не всемирноизвестный, как Бубка. Много непонятного происходит в нашей жизни и не только спортивной. К счастью, в спортивной истории мира и в истории Украины останутся не те, кто принимает сомнительные решения. Останется Сергей Бубка. Останется навсегда. О нашем чемпионе всем будет напоминать не спешно построенный в Донецке монумент, а его невероятный рекорд мира, который будет стоять еще не один год и не одно десятилетие.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ