Александра Валенту называют одним из брендов Луцка, он есть в перечне личностей, известных фигур, проживавших здесь в разное время, о которых городской совет выпустил серию промо-роликов «Имена Луцка: маленькие воспоминания из большой истории». Здесь он в «компании» краеведа Ирины Левчанивской, митрополита Поликарпа (Сикорского), князя Ивана Чарторыйского, князя Любарта-Дмитрия, принцессы Сиама (теперь Таиланд) Екатерины Десницкой. Его вспоминают коллеги, и когда Художественный музей в 2014 году начинал цикл культурно-художественных акций «Незабытые имена», то первое мероприятие посвящали именно творчеству Александра Валенты. Состоялся вечер его памяти, действовала мини-выставка его работ.
На своем веку Валента, как вспоминали его родственники, написал почти тысячу работ, однако в Луцке осталось их очень и очень мало. У него был большой талант и душа ребенка – еще краска на полотнах не высыхала, а уже стояли над головой хитрые люди, которые почти за бесценок забирали работу или он ее вообще дарил. Его работы просто похищали, не возвращали из выставок.
Бренд брендом, но вспоминают Сашу (как чаще его называли) разве что два раза в год: в день рождения, которое приходится на 16 февраля, и 6 декабря, день трагической гибели при невыясненных до сегодня обстоятельствах в собственной мастерской в 1997 году. За год до трагической смерти художника наградили областной художественной премией имени Иова Кондзелевича. И доныне его картины – визитка Волыни. А те, на которых изображен Луцк, стали символами города. На них изображены обычные луцкие улицы, одинокое большое дерево, что росло около остановки на улице Чехова, городской автобус, Старый город, но это написано настолько поэтически, что завораживает до сих пор. Очень популярна серия его писанок «Четыре времени года». «Ему выделили мастерскую, кажется, в самом темном и самом влажном подвале близ кукольного театра. Как-то долго стояли около его новой работы из серии «Писанки» и удивлялись, как в той темноте и прогнившей духоте художник мог нанести на полотно капли солнца!» – так вспоминает о Валенте писатель Иосиф Струцюк. Да что-либо – грибы, рыбы, фрукты, все, что рисовал Валента, наполнено поэтичностью и любовью.
«Художнику Александру Валенте, поэту Костю Шишко и композитору и исполнителю Вячеславу Хурсенко – этим сугубо луцким людям, знаковым для города, должны быть поставлены памятники», – считает Святослав КРАВЧУК, первый экс-заместитель луцкого городского головы. В Луцке есть памятник луцкому интеллигенту, в котором все узнают Костю Шишко. До его появления причастен и Святослав Кравчук. Зоя Навроцкая рассказывает, что были проекты памятников Шишко и Валенте работы другого известного художника Николая Кумановского. Так, Шишко должен был бы сидеть на скамье, а птички около него. «У него есть венок сонетов, с такой строкой, которая повторяется рефреном «Как мы вдвоем кормили голубей…», и Николай знал о ней, – вспоминает Зоя Навроцкая. – Этот памятник – вообще шедевр, но не сложилось. Валента же должен был бы сидеть с подрамником и смотреть на небо, и на подрамнике тоже птичка сидит. В Музее современного украинского искусства есть эти эскизы Кумановского, и если бы претворить в жизнь проект памятника Саше Валенте, то это было бы памятью обоим художникам».
Святослав Кравчук сейчас говорит, что памятники знаковым луцким художникам остаются его мечтой. О памятнике Валенте вел уже не одни переговоры с некоторыми, как он говорит, потенциальными меценатами, но пока дело не сдвинулось с места. А жаль.
На фото работы Александра Валенты и его портрет, написанный Геннадием Тарасенко.
Фото из открытых источников