«Бумажные» газеты и другие печатные СМИ начинают терять свои позиции, уступая их электронным изданиям в интернете, — такое мнение высказал на прошлой неделе на ежегодной конференции Ассоциации главных редакторов газет США в Вашингтоне медиамагнат и мультимиллионер Руперт Мэрдок. Сообщив о стремительном развитии интернет-СМИ, Мэрдок признал, что «традиционные» печатные издания в США не учли этот фактор. «Мы реагировали слишком медленно», — сказал медиамагнат, отметив, что, по данным опросов общественного мнения, почти 50% молодой читательской аудитории использует для получения ежедневных новостей интернет-издания. Уже сейчас газетам необходимо изменить свои подходы, так как все больше читателей и рекламодателей «уходят» от них в интернет, сообщил Мэрдок.
«Если мы не пробудимся и не отреагируем на эти изменения, мы как индустрия окажемся в положении отстающих и догоняющих», — сказал миллиардер. При этом он подчеркнул, что с развитием электронных СМИ «традиционным» изданиям теперь необходимо бороться за собственное присутствие и позиции в интернете, сообщает www.rian.ru.
Нельзя сказать, что прогноз американского медиа-магната однозначно вписывается и в реалии украинского медиарынка. Хотя с каждым годом в Украине становится все больше пользователей интернета (Киев пока остается вне конкуренции), сложно сказать точно, сколько на сегодняшний день пользователей интернетом есть в Украине. Исследования компании SputnikMedia.net, например, показали, что ядро украинской аудитории в феврале этого года составило 353 326 человек.
Если в США интернетом пользуются 50—60% активной аудитории, то в Украине эта цифра, по разным данным, колеблется в пределах 5—8%. Нельзя не отметить тот факт, что за последние годы в украинской сети появились новостные сайты c довольно высокими «тиражами», но газетчики пока не спешат бить тревогу по этому поводу.
«Известно, что страхи об уходе газетных читателей в интернет существенно преувеличены. Американцы уже лет десять разговаривают на эту тему. И если начальные разговоры были очень драматичными, то где-то с 2001 года статистика показывает, что газеты, которые создали интересные, «живые» сайты, не только не потеряли своих читателей в «бумажной» версии, но даже несколько прирастили их», — говорит медиаконсультант Михаил ВЕЙСБЕРГ. Он считает, что сегодня молодой украинский читатель сначала знакомится с газетной информацией через интернет а, втягиваясь, — начинает покупать и газетную версию. То есть на сегодняшний момент интернет не только не представляет угрозы для газет, но и является дополнительным рычагом, с помощью которого можно работать с молодежной аудиторией. И здесь очень важно, чтобы газеты это понимали и использовали в своих интересах.
Помимо этого, из западного опыта известно, что из всех медийных групп (ТВ, радио, интернет, пресса), газеты считаются более интеллектуальными, и читатель больше доверяет печатным изданиям, чем информации в сети (возможно, так сложилось из-за того, что печатные медиа имеют больший опыт работы). Михаил Вейсберг считает, что в выигрыше останутся те СМИ, которые используют этот интеллектуальный потенциал — осваивая интернет, при этом понимая, что будущее — за мультимедийностью.
К тому же, интернет и печатные СМИ сильно отличаются по самому характеру потребления. Как отметил М. Вейсберг, бывают ситуации, когда определенную газетную статью хочется отложить и перечитать попозже, подчеркнуть в ней что-то, полежать с ней на диване, или взять ее в поезд. Футурологи говорят, что лет через пятьдесят экран компьютера будет представлять из себя компактную пленку, которую можно будет возить с собой как лист бумаги. Но до этого еще нужно дожить...