Крым. Погода прекрасная, море теплое, солнце яркое — именно в такое благодатное время и в столь приятном месте встретились кинематографисты Украины и России, чтобы показать свое кино зрителям, и, конечно же — коллегам, познакомиться с их последними работами, наладить творческие контакты, выработать совместные планы на будущее.
Место и время проведения первого фестиваля украинского и российского кино — далеко не случайны: Ялта — город с большим кинематографическим прошлым и многообещающими возможностями, потому учредители фестиваля (ЗАО «Ялтинская киностудия» при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры и искусств Украины) предусмотрительно решили зарезервировать удобное время — паузу между Монреальским и Венецианским кинофестивалями для фестиваля Ялтинского (в перспективе — тоже международного). Как видим, планы далеко идущие, хотя и наивные. Но в любом случае, чтобы ввести кинофестиваль в традицию, нужно, как минимум, сделать первый шаг.
С коммерческой точки зрения фестиваль заведомо убыточен, а потому первый ялтинский многим обязан спонсорской помощи ООО «Арчи- Продакшн». Информационного же спонсора у мероприятия, очевидно, не было, что дало основания местным журналистам назвать кинофестиваль едва ли не самым законспирированным мероприятием сезона. Это не совсем верно. Рекламные щиты фестиваля просто затерялись на фоне широкого спектра предложений комфортабельного курорта, что включает развернутый каталог соблазнов (концерты «звезд» эстрады, шоу, конкурсы журнала «Плейбой» и т.п.). Тем дороже был участникам показа каждый зритель в зале. Справедливости ради следует отметить, что залы были всегда заполнены более чем наполовину, к тому же с каждым фестивальным днем количество зрителей увеличивалось. Как же надо было соскучиться по «нашему» кино, чтобы отрывать от пляжных удовольствий время для кинопросмотров.
Украина представила программу достаточно разнообразную, хотя и, увы, небольшую. В нее вошли три анимационных фильма («Зерно» А. Гуньковского, «Вий»А. Грановой и «Ходит тыква по огороду» В. Костылевой), две картины для информационного показа (короткометражная притча «Ребенок» Н. Мащенко и «Белая птица с черной отметиной» Ю. Ильенко), а также несколько новых работ: комедия «Всем привет!» (режиссер Д. Тамашпольский, 1999 г.), трагикомедия «Второстепенные люди» (К. Муратова, 2001 г.) и мелодрама «Аве Мария» (режиссерский дебют Л. Ефименко, она же — автор сценария, 1999 г.). Планировалось показать двухсерийный вариант исторической драмы «Чорная Рада» Н. Засеева-Руденко, но копию киноверсии напечатать к фестивалю не успели…
Программа кинопоказа России включала куда больше картин.
Совместный российско-белорусский проект «В августе 44-го…» (режиссер М. Пташук, 2000 г.) — славянский «экшен» по мотивам романа В. Богомолова «Момент истины». Если зритель временами и терялся в фабульных перипетиях картины, это сполна компенсировалось прекрасными актерскими работами В. Галкина, Е. Миронова, А. Петренко, В. Павлова, Б. Тышкевич, А. Филозова. Фильм «Два товарища» (В. Пендраковский, 2000 г.) — киноповесть по одноименному произведению В. Войновича, воссоздала на экране неповторимый дух 1960-х. Трагикомическая фантасмагория «Яды, или Всемирная история отравлений» К. Шахназарова (2001 г.), где из практически анекдотичной ситуации разворачивается ретроспектива истории отравлений от Нерона до Екатерины Медичи. Ялтинский фестиваль стал уже 43-м для фильма «Дневник его жены» А. Учителя. Лента — обладатель «Ники», как лучшая российская картина 2000 года. Фильм поражает нестандартным подходом к личности И. Бунина. Интересно, что образ известного русского писателя создал не профессиональный актер, а режиссер А. Смирнов (самая известная его работа — «Белорусский вокзал»). Еще одна находка режиссера — исполнительница роли жены писателя Веры Николаевны — актриса театра-студии П. Фоменко Г. Тюнина (первой значительной работой в кино стал фильм все того же А. Учителя «Мания Жизели»). «Приходи на меня посмотреть» — рождественская сказка по мотивам пьесы Н. Птушкиной «Пока она умирала…» — это режиссерский дебют О. Янковского и оператора М. Аграновича. И еще один режиссерский дебют — фильм «Сестры» Бодрова- младшего (2001 г.) — роуд-муви, провинциальная история двух сестер, которые «успешно разбираются» с миром взрослых, что дает основания для сравнения «Сестер» с «картинами «Брат» и «Брат-2». И наконец, «Даун Хауз» Р. Качанова. В титрах заявлено, что фильм снят по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот», но на самом деле — это эпатажная попытка представить самый загадочный роман классика как забавную безделицу. Любопытно, что съемки трех картин представленной программы полностью или частично происходили в Ялте. Это — «Два товарища», «Яды» и «Дневник…».
В сформированной программе, куда вошли картины разные по жанровой принадлежности и времени создания, общая концепция просматривается с трудом. Судило же картины не профессиональное жюри, а зрительское. Таким образом, публика получила возможность продемонстрировать кинематографистам свои предпочтения путем рейтинговой формы оценок их фильмов. В этом и заключалась основная интрига ялтинского смотра.
Статус безпризового фестиваля, как оказалось, не исключал определения победителей и церемонии награждения. Разыгрывалось несколько специальных призов и три места в конкурсе зрительских симпатий. Специальный приз фестиваля получил фильм, который более 30 лет удерживает любовь зрителя, — «Белая птица с черной отметиной», призами гостиница «Ялта» были награждены актер А. Баширов (он снимался в трех картинах российской программы — «Яды», «Сестры», «Даун Хауз») и режиссер А. Смирнов за исполнение главной мужской роли в картине «Дневник его жены», а также режиссер фильма «Два товарища» В. Пендряковский.
Зрительские рейтинги распределились так: третье место (9,013 баллa из 10 возможных) получил фильм М. Пташука «В августе 44 го...», навтором (9,5 баллa) — «Аве Мария», а победителем (9,528) стала картина «Приходи на меня посмотреть...».
А теперь предоставим слово участникам фестиваля.
Валерий ПЕНДРОВСКИЙ, режиссер: «Меня удивило, насколько устойчивы пристрастия зрителя, и порадовало, что украинская картина заняла призовое место. Однако, как режиссер, я остаюсь противником «сказочной модели». В моей картине вместо сказки — свет».
Кира МУРАТОВА, режиссер: «Привезла на фестиваль фильм «Второстепенные люди». Он о тайных вещах, которые присутствуют в каждом из нас… Своеобразные «скелеты в шкафу»... Мечтаю снять фильм «Чеховские мотивы», где бы снимались украинские и российские актеры, работали украинские и российские продюсеры… Одним словом — идиллия».
Филипп ИЛЬЕНКО, актер: «Я был уверен, что фильм «Аве Мария» — зрительский. Ведь в нем есть все слагаемые успеха — трогательная история, интересный сценарий и популярный жанр — мелодрама».
Олег ДРАЧ, актер: «Жалею о том, что «Аве Мария» не доходит до зрителя. Это напоминает ситуацию, когда у нас мало патронов, а мы позволяем себе сделать холостой выстрел, который лишь отзовется эхом на каком-нибудь фестивале».
Александр БАШИРОВ, актер и кинорежиссер: «Зритель — понятие неконкретное, практически абстрактное… Я знаю путь к его сердцу, но никогда не использую, считаю его неприличным, а для других могу озвучить: в первую очередь это — смешная сентиментальная история. Смех и сантименты помогают манипулировать эмоциями зрителя. Я же — не манипулятор, я предлагаю зрителю другие правила игры».
Владимир РЕПНИКОВ , продюсер: «Зрительский арбитраж выявил формулу массового успеха, и она полностью совпала с тем, что я услышал когда-то от И. Пырьева о его картине «Кубанские казаки»: «Я снимал фильм не о том, как народ живет, а о том, как ему хочется жить». Думаю, что времена повторяются…»