Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Черное золото» с приправой из фильмов

Фестиваль «Бригантина», завершившийся недавно в Бердянске, отметил свое пятилетие
11 июля, 2002 - 00:00

Хотя «Бригантина» и проходит под высоким патронатом, но средств, как водится, не хватает. Впрочем, просто фанатическая любовь мэра Бердянска В. Баранова, руководства Запорожской области и генерального продюсера Н. Жукова к своему кинодетищу в очередной раз спасла ситуацию в последний момент. В этом году было и рекордное количество участников, общее число которых перевалило за двести, и пышная церемония открытия, на которой был и «Парад звезд», и большой гала-концерт, и салют.

Начиналось же все более чем скромно. На первую «Бригантину» приехало всего лишь 15 человек. Не без юмора по этому поводу конферансье эффектно произносил: «На сцену приглашается делегация Республики Беларусь!», после чего пред очи зрителей представал одинокий Анатолий Котенев. Был Анатолий Владимирович и в этот раз. Правда, делегация уже насчитывала пятнадцать человек. Вообще, «Бригантину» с полным основанием можно назвать актерским фестивалем, что особенно привлекало публику. Однако особые зрительские симпатии доставались Георгию Жженову. К примеру, на первой пресс-конференции ему долго аплодировали стоя, на что растроганный «резидент» признался, что все его симпатии и чувства принадлежат Бердянскому фестивалю. И дальше любое его принародное появление тепло встречалось жителями и гостями города. Президентом «Бригантины» буквально за пару месяцев до ее открытия был избран Виктор Степанов. Виктор Федорович, которого не то из-за фамилии, не-то из-за часто вспоминаемого Черномырдина так и норовили называть Виктором Степановичем, ходил с тросточкой (у него проблемы с позвоночником), но, как и подобает истинному мужчине, в самые ответственные моменты — такие, как открытие «Бригантины» — он превозмогал недуг и выходил на сцену без посторонней помощи.


Московский кинофестиваль, хоть об этом предпочитали и не говорить, спутал карты бердянскому. Дело в том, что москвичи неожиданно перенесли свои сроки с июля на июнь. Поэтому, а возможно и по другим причинам, «Бригантина» получила пару значительных «пробоин». Так и не дождались на фестивале Дениса Евстигнеева, Александра Збруева, Владимира Гостюхина, Богдана Ступку... Зато впервые приехал Лесь Сердюк, который возглавил жюри. К своей должности народный артист Украины относился с трепетом и стал чуть ли не единственным «арбитром», вместе с Михаилом Голубовичем, кто посмотрел все одиннадцать фильмов фестиваля. Помимо них, в жюри также вошли Лариса Кадочникова, Александр Ефремов, Эдуард Реджэпов, Андрей Панин и гостья из Прибалтики Эвва Киви. Кстати, именно в этих местах Лесь Сердюк снялся в фильме «Под свист пуль». А еще жаловался, что ему не дают поговорить с другом-коллегой Виктором Степановым, дабы тот, не дай Бог, не повлиял на окончательное решение жюри. Еще в самом начале Лесь Сердюк сказал, что ждет от фестиваля «послевкусия», как после встречи с очаровательной женщиной или бокалом хорошего вина. И это послевкусие несомненно осталось уже хотя бы благодаря тому, что его фаворит — фильм Дениса Евстигнеева «Займемся любовью» — стал победителем.

Главным триумфатором «Бригантины» все равно стал сам Бердянск. Ведь по большому счету фестиваль только становится на ноги и этапным в карьере его участников вряд ли может считаться. О конкуренции с крупнейшими кинофорумами соседней России тоже говорить преждевременно. А посему гости «Бригантины», не отягощенные грузом ответственности, вовсю предавались отдыху. Правда, в бочке меда все же нашлась ложка дегтя. Изнеженная городская кожа не выдерживала соприкосновения с 35-градусной жарой и моментально сгорала. Тема с ожогами и мазями от них стала, наверное, самой обсуждаемой на «Бригантине», если говорить об околофестивальных событиях. А в перерывах между принятием солнечных ванн гостей развлекал воистину человек-оркестр Андрей Анкудинов, в нешуточной борьбе все же одолевший в словесных баталиях Евгения Паперного.

Вообще же, Бердянск облюбовали для себя около 20 фестивалей. Начиная с пивного и заканчивая главным — «Бригантиной». Типичное для морских городов деление на центральную — туристическую часть и жилую в этом небольшом портовом городке соблюдено классически. Длинная набережная, центральная площадь, где возведен единственный в мире памятник бычку-кормильцу, да парочка улиц, выходящих к морю, — вот фактически и весь центр города. Впрочем, отдыхающим больше и не надо. Низкие (по сравнению с другими курортами) цены, теплое море делают Бердянск желанным местом паломничества туристов. К примеру, до развала СССР количество отдыхающих доходило чуть ли не до миллиона, что вычислялось городскими властями путем подсчета проданных буханок хлеба единственного на то время хлебобулочного комбината. Позже этот поток резко сократился. Вплоть до 1998 года в Бердянск летом приезжало от силы тысяч восемьдесят. Но уже в 2001 отдыхающих было 540 тысяч, а в этом году отцы города надеются, что фантастическая цифра конца восьмидесятых будет достигнута. Едва ли не главной ценностью этого региона называют медицинскую грязь — одну из лучших в Европе. Говаривали даже, что приезжали французы и предлагали продать ее для своих грязелечебниц, но Бердянск свое «черное золото» не отдал.

Что до конкурсной фестивальной программы, то у организаторов вышел небольшой сбой из-за упоминавшегося уже неприезда некоторых звезд. И, соответственно, интерес к фильмам, которые никто не представлял, у зрителей резко падал. Если, к примеру, на премьере российской «Львиной доли» появились исполнители главных ролей Николай Караченцев, Юрий Беляев и режиссер А. Муратов, то и зал был забит до отказа и искупал артистов в аплодисментах. Но это было редкостью. В основной массе ленты шли практически при пустых залах. К сожалению, такое замечательное начинание, как показ отечественных, белорусских и российских новых фильмов, которые редкость в наших кинотеатрах, на курорте, не пресыщенном особыми развлечениями, все же не смогли подать должным образом.

А посмотреть было на что. Правда, в очередной раз приходится констатировать, что в большей степени это относится к российской продукции. И качество у них получше, и настроение пооптимистичнее, да и больше они моделируют реальные жизненные ситуации, которые смотреть, не в пример, интереснее, чем потоки сознания, скажем, в «Шуме ветра» Сергея Маслобойщикова. На фоне великолепной операторской работы, признанной лучшей на фестивале, фабула так и осталась непонятой. Если тут и был какой то грандиозный замысел, то режиссеру явно не хватило желания поделиться им со зрителем. Зато Алла Сергийко получила диплом за лучшую женскую роль второго плана. Психологические этюды можно подавать и более смотрибельно, как, к примеру, это было сделано в российском «Мусорщике» Георгия Шенгелии. Фильм получил диплом фестиваля за лучшую песню к фильму. Романс «Молитва» спел на церемонии закрытия весельчак Александр Пятков. Да так спел, что дух захватило. Раиса Недашковская и Виктор Степанов, растроганные, долго не выпускали его из своих объятий. Совсем другого рода кино — «Северное сияние» с Александром Збруевым в главной роли. Романтическая мелодрама о любви молодой питерской девушки к 50-летнему московскому доктору, которого она считает своим отцом. Слава Богу, до инцеста дело не доходит. Как водится в мелодрамах, отцом девушки оказывается совсем другой мужчина. Белорусский «Эскиз на мониторе» вроде бы и не похож на «Шум ветра», но, как и тот, является классическим образчиком авторского сюрреалистического кино, которому, видимо, трудно найти своего зрителя на подобном курортном фестивале, где все-таки большим спросом пользуются жанровые фильмы. Светлым пятном можно назвать хорошую игру молодой белорусской актрисы Веры Поляковой, удостоившейся диплома «Надежда «Бригантины». Молодой украинский актер Георгий Хостикоев получил диплом за лучшую эпизодическую роль в фильме «Чингисхан», аналогичная награда у женщин досталась Галине Федоровой («Свежина с салютом»).

А лучшими актерами первого плана стали Беляев и Караченцев в мужской номинации, великолепно сыгравшие в довольно посредственном боевике Александра Муратова «Львиная доля», и Чулпан Хаматова у женщин за роль в этом же фильме. Впрочем, у молодой российской «звезды» были роли посодержательней и поинтересней, но видимо, помня былые заслуги Чулпан, жюри вынесло такое решение.

Ну, а лучший фильм и лучшая режиссура были присужденны, как все и предполагали с самого начала, Д. Евстигнееву с его великолепной молодежной комедией «Займемся любовью». «Американский пирог» по-русски выглядит намного вкуснее своего заокеанского собрата. В гастрономических пропорциях тут соблюдены все те составляющие, которые сейчас определяют лицо настоящего европейского кино. Живой, веселый сюжет, немного философии, рассуждение молодых героев о таких понятиях, как секс, любовь, дружба, ревность. Эпатажное название, простота и доступность изложения сложнейших, казалось бы, жизненных ситуаций — все это предопределило успех фильма на «Бригантине». Игра актеров тоже была оценена по достоинству. Андрей Новиков получил диплом за лучшую мужскую роль второго плана и Приз зрительских симпатий.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ, фото Евгения КОВАЛЕНКО, Бердянск
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ