Просмотры спектаклей чередовались с мастер-классами и круглыми столами, критики обсуждали увиденное, но главное происходило в зрительном зале Могилевского драматического театра. В шестой раз Андрей Новиков организует в Беларуси Международный молодежный театральный форум. На «М.@rtконтакт-2011» были представлены 15 спектаклей из восьми стран: Беларуси, Украины, России, Литвы, Латвии, Польши, Германии и Болгарии. В этих постановках можно было проследить поступь современного театра во всем многообразии его поисков (традиционные, классические пути развития и экспериментальный поиск, достаточно серьезные исследования в пластическом, хореографическом искусстве, примеры переосмысления психологического театра).
Интересна палитра драматургии. От известных «Покровских ворот» Л.Зорина (Новгородский театр драмы им.Ф.Достоевского) до жестких реалий сегодняшнего времени в пьесе «Убийца» представителя новой драмы А.Молчанова (Московский Театр.doc). От высокохудожественного текста Э.-Э.Шмитта в его изящном «Распутнике» (Киевский Новый драматический театр на Печерске) до эпатажного откровения Ф.Рота в «Комплексе портного» (Варшавский Театр «Консеквентны»). Так, пьеса «Как стать знаменитой» Е.Исаевой (Рижский театр «Обсерватория») возвратила зрителей в советское прошлое, а о суровых буднях западного общества рассказал спектакль «Офис» И.Лаузунд (Национальный драмтеатр им.Янки Купалы). От светлого, доброго рассказа «Папа всегда прав» (Софийский Театр «Кредо») по мотивам сказок Г.Х.Андерсена до откровений Сальери и неожиданности образа Моцарта в спектакле «Жаба» по А.Пушкину и Л.Филатову (Херсонский муздрамтеатр им.М.Кулиша). От нового взгляда на классическое «Событие» В.Набокова (Могилевский драмтеатр) до шокирующей исповеди молодой девушки в «Наташиной мечте» современного российского драматурга Я.Пулинович.
Талантливые поиски модерновой хореографии были представлены в балете «Мухи на солнце» Театра современной хореографии D.O.Z.SK.I. Здесь присутствует конгломерат нескольких хореографических школ, манер современного танца и жанров хореографии. Театр поражает самобытностью сценического языка, смелостью в реализации собственных пластических поисков. Это искусство дарит эстетическое наслаждение от созерцания красивых тел, изящных, замысловатых поз, от осознания, как изобретательно взаимодействует каждый, создавая картину целого.
Примером бережного отношения к классике стал спектакль «Идиот. Возвращение» по Ф.Достоевскому Санкт-Петербургского театра «Мастерская». Постановка пронизана ощущением времени сегодняшнего, чиста — по форме, и многопланова — по содержанию. Сюжет, из выбранных режиссером Г.Козловым глав романа, начинается с момента восторга Мышкина от увиденной фотографии Настасьи Филипповны, продолжается знакомством с ней и заканчивается трагической развязкой. Каждое действие, разыгранное неспешно, «окрашено» в свой цвет; белое, черное оформление сцены, костюмов, перебивки сценического пространства занавесами. Размещение мизансцен на ближнем, среднем и дальнем планах придает динамизм действию, создает кинематографическую объемность повествования. Мирок петербургского общества видится глазами заведомо больного человека — Мышкина, но его понимание сути вещей оказывается куда более трезвым, чем это представляют люди якобы душевно здоровые. Спектакль построен по принципу треугольника. Каждое действие посвящено главным героям — Настасье Филипповне, Мышкину и Рогожину. Кульминацией становится мизансцена, где эти три «вершины» любовного треугольника выстраиваются в свой геометрический аналог. Стоя друг напротив друга, под лучом прожектора, герои напряжены предельно, понимают безысходность ситуации, невозможность ее разрешения, но не перестают испытывать жгучей потребности в счастье и любви...
Художественно-эмоциональным пиком афиши «М.@rtконтакта-2011» стал культовый спектакль Екатеринбургского «Коляда-театра» — «Ревизор» Н.Гоголя. Режиссер Николай Коляда создает на базе известной пьесы гротеск, возведенный в абсолют. Что это за сообщество чиновников, из какого они времени, где этот город, куда занесло Хлестакова? Это Россия на все времена... Коляда строит свой ассоциативно-метафорический реализм с помощью... грязи. Грязи как образа, как неизбежной и типичной черты российской жизни. Грязь — всему голова! И вот на сцене — эта реальная грязь, землица, в которую можно что-то посеять, но его же и вытоптать, можно в ней вываляться, грязью можно забросать, грязь, как свинья, можно найти... В сложнейшей смысловой конструкции текст становится особенно пронзительным на пиках амплитуд состояний. Персонажи изменяют артикуляцию языка, привычное произношение слов; пластический рисунок знакомых ролей замысловат и неожиданен. В многозначительности метафор проявляется сумасшедшая фантасмагория жизни — и прошлой, и особенно сегодняшней, — потому что аллюзии и отсылки в современность более чем прозрачны. Режиссер создает документ художественного обличения времени... Вот Хлестаков (Олег Ягодин) с упоением рассказывает с жизни в столице — и валяется обнаженный в... грязи. Эмоциональных пиков в спектакле несколько, один из сильнейших — сцена обольщения Городничихи и дочки. Обе в белых, почти подвенечных платьях — и с особым цинизмом Хлестаков вымазывает и мамашу, и дочку грязью. Городничий, видя это, не заступается за своих женщин... Но сколько тоски в его глазах, настоящей судорогой муки сковано тело, стоящее в грязи... На этом «Ревизоре» и смешно, и страшно. Какую правдивую картину жизни написал Гоголь, на все времена! Жаль только, что течение времени не уменьшает количество грязи...