Фильм Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн» критиками СНГ был назван лучшей кинокартиной 2004 года. Главную роль в этой ленте сыграл Даниил СПИВАКОВСКИЙ — один из самых востребованных сегодня российских актеров. Он известен не только по кинематографическим ролям, но и по работе в Московском театре им. В. Маяковского, где играет иронично и часто гротескно...
— Даниил, известно, что для съемок в «Моем сводном брате Франкенштейне» вам пришлось сильно худеть...
— Действительно, для съемок в этой картине я похудел на 14 килограммов. Сделал это по просьбе Валерия Петровича Тодоровского. Ему нужен был парень очень худой. Я ограничил свой рацион до минимума и добился поставленной передо мной режиссерской задачи.
— После выхода фильма на экраны вы стали знаменитостью. Свалившаяся внезапно слава изменила вас?
— Мне кажется, что нет. Я много работаю в Театре им. В. Маяковского и не отслеживаю, что и как обо мне пишут в прессе. Но встреча с Тодоровским для меня стала поворотной, важной, и она фактически изменила всю мою жизнь.
— У вас не испортились отношения с коллегами по театру после того как зрители стали ходить «на вас»?
— Нет! Вообще, в Театре имени В. Маяковского замечательная труппа. У нас очень дружный коллектив. Наши прославленные народные артисты и звезды меня всегда очень поддерживают. А если и бывают какие-то разговоры за спиной... то этого в творческих коллективах никогда нельзя избежать. Я тоже, может, кому-то завидую «черной», а кому-то «белой» завистью. Бываю добрый и злой, бескорыстный и жадный. У меня огромное количество грехов и вредных привычек...
Кто-то сыграл хорошо роль, кто-то получил роль, а я — нет. Пробуюсь куда-то — меня не утвердили, утвердили моего коллегу. Вот я ему завидую. Но, понимаете, в чем дело, человек должен осознавать все эти свои грехи. Я осознаю и пытаюсь с ними справляться.
— Как вы считаете, нужны личные отношения с режиссером для того, чтобы лучше работать?
— Должен быть контакт. Если нет контакта между актером и режиссером, то это ужасно, и хорошего результата не будет.
— Конфликт — это же драматургия!
— Драматургию надо играть на сцене и на экране, а не в жизни. Если конфликт существует в жизни, то это плохо сказывается на работе. По крайней мере, я не могу привести ни одного примера из моего опыта, когда бы это как-то благотворно влияло. У меня всегда с режиссерами хорошие отношения. Могу с ними спорить, предлагать что-то свое, иногда капризничать, но это все — творческие споры, а не личные конфликты.
— Ваши герои, как правило, нежны, человечны, снисходительны, лишены героизма и пафоса. Казалось бы, это совершенно не тот тип героя, который принят за эталон. Вы не Урбанский, Брандо или Дуглас... Но тем не менее ваши образы пользуются огромной любовью женщин. Как вы думаете, почему?
— Беззащитные люди привлекают внимание зрителей, они интересны своими характерами, поступками. Например, два моих любимых кинематографических персонажа — это Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского в «Берегись автомобиля!» и роль, сыгранная Юрием Никулиным в фильме Кулиджанова «Когда деревья были большими»...
— Вы хотели бы поменять ваше «нежное» амплуа и сыграть, например, негодяя?
— В фильме «Лифт», который скоро выйдет на экраны, я играю человека с ярким, неуравновешенным темпераментом, сумасшедшинкой. Вообще, в кино мне почему-то довольно часто достаются роли людей с, мягко говоря, неуравновешенной психикой. Наверное, это происходит потому, что вне экрана и сцены я человек довольно сложный. Должен признаться, что жизнь со мной — совсем не сахар... Я знаю свои недостатки. Один из них — я человек взрывной, нетерпимый, а еще острый на язык... Но я готов всегда просить прощения у близких людей за грубость, несдержанность. Счастлив, что они меня прощают и понимают.
— В спектакле «Глазами сыщика» ваш герой мучает свою возлюбленную навязчивой опекой. Вы сами как считаете: возможна ли любовь, когда один человек берет за горло и кормит насильно булочками, омлетами?
— Понятие любви — очень сложное. Замечательные отношения, когда люди находятся в состоянии влюбленности: первые встречи, оба друг друга удивляют какими-то своими историями, впечатлениями. Это такой полет, вальсирующее состояние! Но это — только начало. А на самом деле любовь имеет много составляющих. Это тяжелый труд. Любимый человек требует большого внимания, умения прощать, понимать, жертвовать какими-то вещами ради другого...
— А вы ради близкого человека способны пожертвовать очень важными для вас вещами: работой, карьерой, славой?
— Пытаюсь. Сейчас у меня такой период жизни, когда рядом со мной есть любимая женщина, и я пытаюсь как-то свой образ жизни подчинить нашей личной жизни, быту. К счастью, она тоже актриса, и поэтому прекрасно меня понимает, когда я уезжаю на гастроли или на съемки. Кстати, ради нее я взял отпуск (первый раз за шесть лет). Мы поедем в Венецию.
Для меня понятия «преданность» и «верность» очень важны. Знаете, когда я существую один, то у меня нет обязательств ни перед одной женщиной, и я могу позволить себе какие- то увлечения, романы. Но если я даю какие-то обещания близкому человеку, то в этом и есть прелесть быть верным, быть единственным для этого человека.
— Кому вы полностью доверяете в оценке ваших работ в театре и кино?
— Для меня очень важно мнение любимой женщины, мамы и бабушки. Как видите, меня окружают три замечательные женщины. Их мнение меня интересует, но и сам я довольно самокритичен.
— Нарисуйте словесный портрет идеальной женщины?
— Это должна быть Муза, единомышленник, понимающий тебя и помогающий тебе. Женщина должна вдохновлять мужчину на поступки: на новые победы и свершения.
СПРАВКА «Дня»
Даниил СПИВАКОВСКИЙ — актер, родился 28 августа 1969 года в Москве. Окончил факультет психологии МГУ. Играл в студенческом театре МГУ. В 1992 году получил второе высшее образование в ГИТИСе. Сразу после Театрального института был принят в труппу Театра им. В. Маяковского, в которой работает по сей день. В кино начал сниматься еще в студенческие годы. Первой серьезной работой в художественном кино стала главная роль в фильме Валерия Тодоровского «Мой сводный брат Франкенштейн» (2004 г.). Через год актер сыграл в картине Павла Лунгина «Бедные родственники». Спиваковский снимался в сериалах «Две судьбы», «Русские амазонки», «Зачем тебе алиби?», «Инструктор» и др.