Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

День Независимости:

Альтернатива — пока что только этнографическая. Еще не политическая
28 августа, 2012 - 11:33
У ПАМЯТНИКА Т.Г. ШЕВЧЕНКО, СИМФЕРОПОЛЬ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День» МАЙДАН, КИЕВ ФОТО АЛЕНЫ СОКОЛИНСКОЙ НАСЛЕДНИКИ СЛОБОЖАНСКИХ КАЗАКОВ, ХАРЬКОВ ФОТО НИКОЛАЯ СЕМЕНЫ

Самое яркое отношение украинцев к своему государству должно, по логике вещей, проявляться во время национальных праздников. Проехав 24 августа в метро и побывав в центре столицы можно констатировать, что акт единения на почве национального осознания так и не состоялся. Безразличные люди в транспорте прогоняли остатки сна или досыпали на своих местах. В метрополитене повезло увидеть с десяток людей, если не меньше, одетых в вышивки. Когда я выходила на одной из станций, ко мне подошел какой-то парень в традиционной украинской вышитой сорочке, поздравил с праздником и сказал, что я единственный человек в национальном наряде, которого он встретил.

Сначала я не поверила своим ушам. Однако, очутившись на майдане Незалежности, я увидела несколько фантасмагорические огромные писанки. На большом экране транслировалось выступление двух бабушек, напевавших украинские песни. На этом список предложенных национальных идентификаторов можно было заканчивать. Прямо в сердце столицы Украины были размещены... площадки для разнообразных спортивных игр. Вокруг всего этого сновала праздничная толпа, не обремененная никакими поводами для осознания истории и пути, который преодолел украинский народ для того, чтобы это праздник появился в украинском календаре.

Предоставлять 24 августа статус одного из главных праздников страны не спешила и власть. Вспоминая американские фильмы, в которых есть эпизоды, связанные с 4 июля, — День Независимости США — невольно завидуешь этому народу. Конечно, это лишь фильм (здесь, кстати, можно вернуться к проблеме украинского кинопроизводства как одного из средств позитивной пропаганды), однако отрицать существование американской традиции празднования: в семейном кругу или с друзьями — нельзя. Странно, что государство, которое творило свое величие, опираясь не на один народ, нацию, этнос достигло таких результатов и, сверх того, воспитало патриотизм. У нас же, почему-то, главным праздником до сих пор считается День Победы советской Империи зла над гитлеровской нацистской Германией. Интересно, чем закончилось бы дело, если бы Адольф Гитлер не предал пакт Молотова-Риббентропа.

По-моему, День независимости должен начинаться с выступления Президента. Человек, возглавляющий государство должен в первую очередь болеть за этот праздник. Приветствие Главы государства должно звучать не с подмостков концертных залов, а с трибуны в сердце страны — на Майдане. Гарант Конституции и, заодно, прав человека не должен бояться выходить к своему народу.

Этого мы не увидели. Зато — получили протестный митинг и шествие от оппозиции. Но какое... Как только я подошла на Михайловскую площадь, откуда должна была двигаться процессия, ко мне обратилась какая-то девушка с просьбой постоять около небольшой кучки людей и отчитаться какому-то мужчине, что я приехала с ними. «Село Згуривка, это Киевская область — сообщила она, — запомните?». Я утвердительно кивнула и спросила, зачем это нужно. «Мы должны были привезти 10 людей, а нас всего 7 и...», — девушка-организатор прервала разговор, и побежала привлекать к наспех организованной кучке псевдозгуривцев еще одну женщину. «Зачем вы это делаете?», — возмущалась «новенькая». «Лучше бы здесь было мало людей, но все они пришли бы сюда по зову сердца», — продолжала женщина. В последующем разговоре я выяснила, что женщину зовут Нина. Она постоянно ходит на митинги, за исключением тех дней, когда работает. «Если бы от каждой небезразличной семьи собралось, хотя бы, по одному человеку, знаете сколько бы нас было!» — отметила она. После, к нам подошел мужчина с бумагами. «Почему так мало?» — спросил он, рисуя галочку около цифры десять. «Вы точно с ними?» — недоверчиво спросил он нас. Как только мужчина растворился в толпе, девушка поблагодарила нас и вручила флажки с символикой оппозиционных партий.

Очевидно, все проверки завершились — люди выстроились в колонну, и шествие двинулось в направлении памятника Т. Шевченко. На какую-то секунду показалось, что ты очутился в 2004. Люди, старые и молодые, шагали под сопровождение украинских песен. Наверху реяли флаги, участники шествия были повязаны лентами — идиллия. Симптомы безразличия проявились тогда, когда музыка стихла. Из агитационного фургончика кто-то настойчиво кричал «Юле — волю!», но этот крик находил отзыв у немногих протестующих и замирал синхронно с голосом из динамика. Выкрикивать лозунги осмеливались и люди из толпы, но их почти никто не поддерживал.

Так же вяло сторонники оппозиции обошли митинг «враждебного» лагеря. Отгородившись, кажется, от всего мира, плотной цепью автобусов, митингующие под флагами «Партии регионов» продемонстрировали свое сопротивление, прибавив громкости музыке, раздававшейся над площадью вблизи Софии. На орехи досталось разве что милиционерам, которые стояли около автобусов и прятались в припаркованном в прилегающем к месту митинга дворах общественном транспорте. Из толпы с нескрываемой яростью раздавались проклятия в адрес стражей порядка.

Когда процессия достигла места назначения, впечатление лишь ухудшилось. В толпе не было ни единства, ни уважения: патриоты по найму толкались и грубиянили, пытаясь протесниться со своими флагами как можно ближе к самому памятнику. Однако, даже большое количество наемников не обеспечило митингу оппозиции успеха. Если аудиозапись поздравления заключенной — бывшего премьера Юлий Тимошенко толпа еще пыталась слушать — дальше было хуже. В то время, как рьяный голос приглашал к слову тех или иных членов оппозиции, глав объединенных партий, люди рефлексировали каждый раз все меньше. В конце уже не было слышно ни аплодисментов, ни ответов на «Добрый день!» очередного политика.

Однако, не все так плохо. Были здесь и люди, которые сознательно приобщились чуть или не к единственному в столице событию, которое имело не просто национальный оттенок, а именно политический контекст. Отсутствие альтернативы и в этом случае оказалось знаковым. Такие люди как пани Нина пришли выразить свою позицию за украинский язык как единый государственный, за Украину как страну где господствует верховенство права, и, в первую очередь, за себя как граждан достойного государства. Эти люди помнят долгую историю поражений и пытаются противопоставить ей 21-летнюю хронику пусть небольших, но побед. Для них День Независимости — это не просто выходной. Отдельно следует отметить активизацию молодежи, приобщившейся к процессии во время шествия. В большинстве своем, они не выкрикивали лозунгов и не обвязывались лентами, но шагали нога в ногу с теми, кто пришел не ради партийной символики или за звонкую монету.

Сумбурность и контрастность празднования Дня Независимости свидетельствуют о том, что гражданское общество, которое должно строить страну, не намного взрослее самого государства. Независимость — это слово несовершенного вида. За нее нужно платить ежедневно.

Анна ЧЕРЕВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ