Вчера был праздник столь же малоизвестный, сколь и уникальный (а для наших широт еще и экзотический): День собаки. Говорят, что началось это в Японии. Там много лет подряд пес породы акита-ину по имени Хачико встречал своего хозяина, профессора Уэно, около станции метро в районе Сибуя, и возвращался с ним домой. Хозяин умер в 1923 году, но и после этого, в течение девяти лет, вплоть до самой своей смерти, Хачико приходил на перрон. В 1933 году верному псу поставили памятник, тогда же начали отмечать День собаки.
У нас об этом не знают даже энтузиасты — добровольные защитники бездомных животных. Их работа, впрочем, и не предполагает особой праздничности, ведь она равно тяжела и неблагодарна. Проблему, созданную не ими, они пытаются решить своими, часто ограниченными силами; в то же время, когда часто из-за провокационного или просто глупого поведения людей бродячие собаки на кого-то нападают, обвиняют именно зоозащитников, а малокомпетентные журналисты выступают с агрессивными, по сути, разгромными материалами.
Как точно отметил в своем интернет-блоге известный русский публицист Григорий Пасько, «мы все, конечно, любим собак. Особенно щенков и особенно если они наши. Чужих и бездомных мы не любим. Больших, грязных и больных — тоже. Потому что мы лицемерны. Лицемерны в упрямом стремлении содержать больших собак в маленьких квартирах, хотя любой ветеринар скажет вам, что это — худший вид любви к животным».
Люди нередко видят в собаках «живые игрушки» и выбрасывают на улицу, если «игрушка» надоедает или начинает вести себя как живое существо со своими потребностями. Выброшенные, озлобленные животные размножаются, сбиваются в стаи. Городские чиновники, вместо того, чтобы внедрить нормальную программу стерилизации этих животных и навсегда решить проблему, занимаются словоблудием, а средства, выделенные на такие проекты, обычно исчезают в неизвестном направлении. Что же касается государственных приютов, наподобие Бородянки, то никаких сильных слов для характеристики их деятельности (точнее, бездеятельности) не хватит: проблему они никоим образом не решают, зато делают успехи в зверских убийствах животных, иногда прямо на глазах прохожих. Так что сегодня, как и раньше, словосочетание «собачья жизнь» обозначает именно тот способ существования, которого не пожелаешь даже врагу.
Хотя, возможно, когда-то все же День собаки и станет праздником. Но лишь при условии, что само общество дорастет до понимания простой истины, что уважение к любой жизни, даже самой незаметной и самой ничтожной, — обязательное условие уважения к самому себе.