Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дети подземелья

22 августа, 2002 - 00:00

Да, управляли советские чиновники нашим свободным временем. Были у нас еще совсем недавно «любительський большой спорт», массовая полупринудительная самодеятельность, подчинявшаяся строгому учету, контролю и идейному руководству. Например, в Германии обыватель живет и отдыхает по-другому: днем герр Мюллер служит в банке, а вечером берет уроки вокала, а фрау Шульц днем — стоматолог, а по вечерам сочиняет романы. По воскресеньям их семьи встречаются не за жирными шашлыками и обильным спиртным, хотя тоже не чужды пивных или рыбных фестивалей. Они собираются вместе, чтобы попеть, потанцевать или обсудить прочитанное, увиденное, поддержать друг друга на стезе искусства. Нечто подобное происходит теперь и у нас. «Смотры художественной самодеятельности» с подставными солистами — студентами консерватории, за двадцатку цементирующими хлипкие хоровые массовки, проходят все реже. Аматорство отпущено на свободу, и если профессионалы и привлекаются, то лишь для удовлетворения их собственных творческих потребностей. Одним из таких аматорско-профессиональных коллективов является театр «В белой гостиной» Дома ученых НАН Украины. Рядом с научными работниками, учителями, предпринимателями, студентами, школьниками медиками в нем играют несколько профессиональных актеров киевских театров. Этот коллектив основан в 1949-м премьером Театра русской драмы им. Л. Украинки Юрием Сергеевичем Лавровым. Были разные периоды у этого коллектива. Осенью «Белая гостиная» откроет свой 15-й сезон под руководством своего нынешнего руководителя, актрисы и режиссера Аллы Боричко.

Пару лет назад артисты начали разбирать, ремонтировать и оборудовать старый захламленный подвал Дома ученых, и вот летом на новой сцене состоялся первый спектакль-премьера по произведениям А. Чехова. Теперь театр, прежде один-два раза в месяц дававший представления в белой гостиной Дома, получил собственное помещение: небольшую костюмерную, сцену и зрительный зал. Достигнуто это было ценой огромных моральных и физических усилий артистов, их семей, друзей, а главное — Аллы Боричко. Под ее терпеливым взором протекают обе параллельные жизненные реки коллектива: творческий процесс и создание нового зала в цоколе. Здесь все делается на совесть, для себя. Это немалый физический труд, плюс скромные материальные вложения самих артистов, небольшие пожертвования приверженных зрителей, умело приобретенные почти списанные товары и оборудование. Основные костюмы, реквизит, мебель, декорации изготавливаются собственноручно. Репертуар театра содержит только произведения классиков. Спектакли идут на двух языках: Украинка, Коцюбинский, Кропивницкий, Яновская, Олесь, Чехов, Гоголь, Бунин, Мопассан, Моруа, Кристи, Моэм. Как правило, спектакли состоят из нескольких отдельных одноактных «короткометражек», в которых заняты от двух до пяти актеров. Есть и полноценные спектакли, например «Записка» Сомерсета Моэма. Сценографию, художественное и музыкальное оформление тоже создает Алла Боричко. Это своеобразный театр миниатюр, в калейдоскопе которого сменяются яркие фрагменты жизни прошлого, и где так легко узнаваемы приметы настоящего. Все актеры чувствуют себя одной командой, умеют радоваться друг за друга, чувствуют и творят без зависти и склок, радуя зрителей своими постановками.

Ольга КИЗЛОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ