Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Дипломатические импровизации

92-летний племянник Римского-Корсакова, киевлянин Михаил Журбин, продолжает семейную традицию
10 марта, 2004 - 00:00


В Российском посольстве стало доброй традицией проводить литературно-музыкальные вечера, посвященные юбилеям выдающихся деятелей культуры, приглашая на них коллег-дипломатов, аккредитованных в Украине, бизнесменов, политиков, деятелей науки и искусства. На этот раз в программе прозвучали произведения классика русской музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова. Арии из опер «Царская невеста», «Снегурочка», «Садко» и романсы вдохновенно исполнили певицы Людмила Юрченко и Валентина Матюшенко, а музыканты трио «Акцент» показали виртуозное владение инструментами. Концерт прошел при поддержке Всеукраинского благотворительного фонда «Украинское филармоническое общество» в рамках проекта «Русская музыкальная культура в Украине».

18 марта знаменитому композитору, музыкальному и общественному деятелю, дирижеру, педагогу исполнится 160 лет! Николай Андреевич был необычайно талантливый и разносторонний человек. В молодости он был морским офицером (продолжил семейные традиции рода Римских-Корсаковых). Участвовал в кругосветных экспедициях, разрываясь перед чувством долга, службой на флоте, и желанием профессионально заниматься музыкой. Он прекрасно играл на фортепиано. И однажды сделал выбор. В 1861 году Николай Андреевич становится членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), повлиявшего на формирование его личности и взгляды, как композитора.

Творчество Римского-Корсакова самобытно и многопланово, основано на классических традициях, опирается на фольклор. Композитор написал 15 опер, в которых продемонстрировал жанровое разнообразие (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирическая комедия). Настоящими музыкальными шедеврами являются его «Псковитянка», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Царская невеста», «Майская ночь», «Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери», «Золотой петушок», «Кощей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; кантаты «Песнь о вещем Олеге» и «Свитезянка». Он автор трех симфоний, многочисленных камерных сочинений, романсов, самобытных обработок народных песен.

Николай Андреевич заложил фундамент, на котором базируется профессиональное обучение композиторов. Он является автором учебника по гармонии и оркестровке. Маэстро значительно расширил и обогатил колористические возможности инструментов, создал собственную систему ладово-гармонических средств (в том числе характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова). Его оркестровки отличаются красочностью, блеском, прозрачностью. Римский-Корсаков создал первую композиторскую школу в Петербурге. Воспитал 200 композиторов и дирижеров. Среди его воспитанников Глазунов, Стравинский, Лысенко, Лядов, Прокофьев. Как дирижер он много гастролировал. Неоднократно выступал в Киеве. Интересный факт, премьера его оперы «Моцарт и Сальери» прошла в нашем городе, и тогда за дирижерским пультом был автор. Николай Андреевич содействовал созданию в Украине Филармонического общества.

Идут годы, а произведения Римского- Корсакова все также волнуют и восхищают слушателей, словно написаны они нашим современником. В разных театрах мира идут спектакли, поставленные на музыку композитора. Например, в репертуаре Национальной оперы Украины неизменным успехом публики пользуется опера «Царская невеста» и балет «Шехерезада».

— Николай Андреевич — гениален: композитор сумел найти тот стиль, который соответствует духу России, — подчеркнул председатель Союза композиторов Украины Михаил Степаненко. — Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин — три величайших мастера ХIХ века, которые заложили фундамент русской классической музыки. Их произведения связаны с интонацией народного распева, фольклорной песней. Он блестяще воплотил русскую поэзию в своей музыке. Для нас Римский-Корсаков ценен тем, что он был величайшим профессионалом, благороднейшим человеком. Когда умер Мусоргский, Николай Андреевич все сделал для того, чтобы его незаконченные оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» были завершены и поставлены в театре. Причем даже не захотел, чтобы упоминали его имя. А ведь это титаническая работа. Римский-Корсаков сам написал 15 опер. Он поднял громадное количество тем, сюжетов, демонстрируя в своих произведениях разнообразие композиторского дара. Диву даешься: когда только успевал? Он был колоссальным педагогом. Можно назвать из его учеников лишь одно имя — Стравинский и это уже целая эпоха. Римский-Корсаков возглавил консерваторию в тяжелейший период (1905 — 1906 г.г.) когда ее хотели поставить на колени. Благодаря дневникам Николая Андреевича, и его ежедневным записям, современные музыковеды восстанавливают биографии многих композиторов. Например, любимейшим учеником Римского-Корсакова был выдающийся украинский певец, композитор, о котором теперь редко вспоминают, — Федор Акименко. Это старший брат Якова Степового (Якименко), композитора и музыкального деятеля. Федор Степанович пел в Придворной капелле в Петербурге. После революции он эмигрировал во Францию. Гастролировал во многих странах. Имел фантастическую популярность, а на родине долгие годы на его имя было наложено табу.

Наследие Николая Андреевича огромное. Каждый найдет что-то любимое для себя. Я, например, обожаю романсы Римского-Корсакова. Буквально в каждом он гениально проникал в текст и тонко выражал в музыке каждую строчку. Он считал, что каждый звук должен выражать слово. Это высшее достижение в музыке.

Кстати, ныне в Киеве живет племянник Римского-Корсакова (сын его родной сестры) известный композитор и инженер-строитель Михаил Михайлович Жербин. Ему 92 года, но, несмотря на довольно преклонный возраст, он молод душой и продолжает работать. Жербин был профессором Киевского строительного института. Он автор кантаты «Батьківщина», концерта для колоратурного сопрано, романсов на слова Леси Украинки, Тараса Шевченко, Владимира Сосюры и других произведений. Между прочим, Михаил Михайлович, как и Римский-Корсаков, тоже был морским офицером. Затем он окончил инженерный институт и консерваторию. В своей жизни, из-за дворянского происхождения, познал репрессии. А в 1944 г. за восстановление шахт Донбасса получил государственную премию. Жербин — очень талантливый строитель и прекрасный композитор, продолживший музыкальную династию Римских-Корсаковых.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ