Вот, казалось бы, судьба- злодейка! Ты можешь быть хоть трижды народным артистом, гениальным исполнителем главных ролей на сцене академического театра, но если ты не снялся в сериале — рассчитывать на народную любовь глупо и бесполезно. Понимая это, профессионалы сконфужено пожимают плечами («се ля ви»!) и бегут в съемочные павильоны.
Народный артист России, мхатовец Дмитрий Назаров более 20 лет работает в театре и снимается в кино. В первом сериале «Мелочи жизни» снялся более 10 лет назад. Однако по-настоящему популярным он стал сравнительно недавно, когда страна с упоением отсмотрела многосерийный боевик «Закон», где Дмитрий сыграл главную роль — сурового, но справедливого судьи.
ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА ДМИТРИЯ НАЗАРОВА
Сериал «Закон» снимался девять месяцев в Минске. Режиссер Алекспандр Веденский не видел другой альтернативы на роль судьи Скляра: «Назаров — мощный актер!». Однако сам актер не отождествляет себя с персонажем: «Идеальных людей вообще не бывает, как нет и абсолютных злодеев. У всех своя правда. И у каждого мщения — своя мотивация. Мой герой договорился с собой, что он чтит закон. И молится на него. В жизни так бывает: мы устанавливаем для себя какие-то принципы, и считаем, что они незыблемы. А жизнь заставляет пересматривать позиции».
Сейчас Дмитрий снимается в третьей части «Каменской» и в третьей части «Марша Турецкого». «Мои новые герои, — говорит он, — типы неприятные. Но их по-своему, конечно же, оправдываю. Играю для того, чтобы не закостенеть и не остаться в памяти зрителей только судьей Скляром».
В Украине Дмитрий бывает редко, однако если зовут на гастроли — не отказывается. В этот раз он стал гостем фестиваля семейной песни «Мотив двух сердец», и я поинтересовалась у актера: неужели он действительно так любит песню, что бросил все дела и примчался выступить вместе с женой Олей на сцене Дворца «Украина»?
— Просто мне интересно бывать в Украине и я использую любой повод, чтобы приехать. Последний раз в Киеве был несколько лет назад на гастролях с Малым театром, и меня интересует: что изменилось с тех пор? Слухов много, публикаций в СМИ — тоже, но хотелось все увидеть своими глазами. Киев просто бурлит, живет не похожей ни на какую столицу мира жизнью.
«МНЕ БЫ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ КОМУ-ТО СУДЬЕЙ»
— Нынче по приглашению Олега Павловича Табакова вы работаете в МХАТе. Но общий ваш театральный стаж достаточно велик, а вот народная любовь настигла вас совсем недавно — после телесериала «Закон». Сами-то как относитесь к собственной «сериальной популярности»?
— К сожалению, времена, когда Качалов шел по улице, и все с ним здоровались, снимая шляпу, — давно в прошлом. Можно спросить у любого театрального актера о разнице между кино и театром, и он вам ответит: интереснее, тяжелее — в театре, но и меньше платят — там же. Впрочем, МХАТ в этом смысле несколько отличается от других театральных трупп — у нас зарплаты побольше.
— Табакова очень многие упрекают за то, что он, будучи худруком МХАТа и «Табакерки», по сути, сидит на «двух стульях». Кроме того, актеры старшего поколения вменяют ему в вину увольнения людей, которые проработали в театре десятки лет… Как вы считаете, возможно ли эффективно управлять несколькими настолько большими и известными коллективами, не нарушая интересов ни одного из них? Говорят, Олег Павлович активно привлекает на мхатовскую сцену актеров из «Табакерки».
— Я не знаю, на скольких «стульях» сидит Табаков. Может, даже не на двух, а на трех или четырех. Дело не в этом. Табаков, хоть и пожилой человек, но достаточно энергичный, с хорошими связями, знанием театрального мира. Он — прекрасный менеджер. Если говорить конкретно о мхатовской ситуации, то очень глубоко я в нее еще не вникал, но, насколько я знаю, у нас готовится несколько премьер: на всех трех сценах кипит работа. Табаков заказывает новые пьесы талантливым драматургам. А то, что актеры из «Табакерки» играют на мхатовской сцене… ну и что? Свежая кровь часто идет на пользу коллективу.
— Все-таки разные эстетики…
— Я, например, играл в Малом театре, теперь — во МХАТе. Актер постоянно должен работать. Иначе можно потерять форму.
— А вывеска «Академический» на фасаде МХАТа сегодня предполагает наличие школы, традиций или это уже только жест в сторону прошлого?
— Конечно, в театре традиции чтутся и школа сохраняется. Особенно это видно по училищу, которое существует при МХАТе.
— А вам бы хотелось преподавать?
— Тут дело не в «хочется — не хочется». Я много раз думал об этом и каждый раз понимал, что это колоссальная ответственность. Знаете, считаю все же себя не вправе распоряжаться чужими судьбами. Вспомните, Леонида Куравлева три раза выгоняли из института. Мне бы не хотелось быть кому-то судьей или советчиком. Разве что в частном порядке.
«КАЖДЫЙ КОПАЕТ СВОЙ ОГОРОД»
— Многие худруки театров не любят, если их актеры работают на стороне. Как О. Табаков относится к съемкам актеров в кино?
— Достаточно лояльно. Единственное, что во время съемок вы не получаете в театре зарплату. По-моему, вполне разумное решение.
— Ну, в такой потере горя мало…
— Зря вы так думаете. В МХАТе минимальная зарплата актера — я сам это недавно узнал из какого-то интервью — $ 300. Немаленькие деньги в наше время, правда? Тем более для начинающего артиста.
— Что сегодня важнее для артиста — талант или трудоспособность?
— Сто лет назад 90% успеха решала внешность. Сегодня внешность играет гораздо меньшее значение, на первый план вышли способности, в том числе и способность к «самопиару».
— Актер всегда желает нравиться — режиссеру, зрителям, толпе на улице. Женское желание, не правда ли?
— Отчасти. Хотя согласиться с тем, что у нас женская профессия — не могу. Никто из моих друзей никогда особо не старался понравиться начальникам от кино, не бегал по киностудиям и не просовывал голову в дверь: «А что вы тут делаете? Обо мне не вспоминали?». Каждый, в том числе и я, копает свой огород.
— Но вам нравится, что стали узнавать на улице?
— Нравится. Некоторые делают вид, что не узнали. Но актера ведь трудно обмануть — это профессия подтекстов.
«О НЕКОТОРЫХ НАШИХ БАТАЛИЯХ СОСЕДИ ПРЕКРАСНО ОСВЕДОМЛЕНЫ»
— Актеры часто машут руками: жена — актриса?! Боже упаси! Ваша супруга — именно тот случай. Как уживаетесь в «одной берлоге»?
— Замечательно! Единственное, что количество наших «эмоциональных затрат» превосходит масштабы нашей квартиры и о каких-то наших баталиях и спорах соседи прекрасно осведомлены. Но это ничего не значит, просто такова актерская природа: без темперамента на сцену не берут. Нет, мы конечно, не деремся, но тем не менее, пошуметь можем. Кроме того, мы отлично знаем проблемы друг друга и охотно идем навстречу. Например, когда полтора года назад у нас родилась Катя, я готовился к премьере «Отелло». Физически ужасно уставал, квартира маленькая, и жена взяла на себя все заботы о ребенке.
— Несомненно, у вас теперь много поклонниц. Какие женщины привлекательны для вас?
— Главное — мозги и чувство юмора. Человек, освещенный умом, не может быть некрасивым. Он же светится изнутри. А глупая женщина, даже если она очень красива, очень быстро утомляет.
СПРАВКА «Дня»
Родился в 1957 году. Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина в 1980 г. С 1980 по 1995 гг. — актер Малого театра. На этой сцене сыграл роли: Ахов — «Не все коту масленица», Вася Шустрый — «Горячее сердце» А. Островского, Данила-Мастер — «Каменный цветок» В. Бажова, Меженин — «Берег» Ю. Бондарева, Федор Иванович — «Леший» А. Чехова. Заслуженный артист России. Уход из Малого театра Дмитрий объясняет малой востребованностью. Хотя многие считали, что по меркам Малого он был занят нормально. Когда режиссер Борис Морозов уходил в Театр Российской армии и позвал его за собой, Назаров ушел в поисках лучшей актерской доли. Теми же причинами руководствовался при переходе во МХАТ. Фанатично работоспособен, снимается в сериалах, лауреат престижной театральной премии «Золотая маска», пишет стихи.