Эта известная американская писанкарка украинского происхождения, мастер по художественной росписи керамики, член Союза народных мастеров Украины. София Зелик родилась в Нью-Йорке, высшее образование по истории искусства получила в Нью-Йоркском университете. Произведения художницы экспонировались на выставках в разных странах мира. Она проводит мастер-классы по писанкарству в Украинском музее Нью-Йорка, Центре украинской культуры в Гантери (штат Нью-Йорк), Украинском Институте Америки и др. София Зелик — автор книги «Пише писанки бабуня, пише мама, пишу я» (Киев, 1992), работает в Нью-Йорке. Докатилась украинская писанка и до Манхеттена, на Первую авеню, к пани мастерице и теоретику искусства Софийки Зелик.
— В шесть лет я написала с мамой первую совместную писанку, — вспоминает София Зелик. — Мама читала коротенькие сказочки (написанные и иллюстрированные Э. Козаком) о мальчике «Чап Чалапа». В одном рассказе, Чап Чалап писал свою писанку звездочками, линейками и точками... С годами росла, писала писанки. Я не выбрала писанкарство как свою профессию — писанкарство выбрало меня.
— Какие любимые у вас мотивы писанки, орнаменты?
— Очень люблю растительные мотивы и бесконечники, которые я называю «круцки». Также расписываю керамику. Не знаю, что мне больше нравится — роспись писанкок или роспись керамики. Например, растительные полтавские мотивы на гусиных и страусовых яйцах, гуцульские сценки, пастушки, музыканты на гусиных яйцах.
— Подходит ли писанке пост-модерный узор?
— Думаю, если люди будут комбинировать орнаменты и пытаться во что бы то ни стало их модернизировать, то следующие поколения забудут, как настоящие писанки выглядели. Я видела в Америке, и Статую свободы на яйце, и «Мерседесы», и Мерилин Монро — очень красивые работы. Наверное, это также искусство, но это не писанкарство! Потому что писанка — это в первую очередь символика, базирующаяся на более чем тысячелетней традиции.
— Как воспринимают писанки ваши американские друзья?
— Я показываю технику создания писанок и делаю доклады о символике, истории в разных американских музеях, церквях, школах, организациях. Часто ко мне подходят люди со слезами на глазах и благодарят, что я им напомнила их прабабушку или деда или прадеда, которые еще в детстве писали или говорили им о писанке. Они уже не общаются на украинском языке, у них американские фамилии, но еще помнят и очень гордятся своим национальным наследием. Сегодня у меня больше заказов от американцев, чем от украинцев. А есть категория людей, которые ищут свои корни. Как-то приходит ко мне человек по имени Джонсон: говорит, узнал, что его бабушка приехала из такого-то села, недалеко от Борщева (Тернопольщина), и хочет писанку именно из этого региона... Уже даже села того нет, а генетическая память остается.
— Вы были первой американкой, писанкарство которой показали в Украине. Тогда впервые приехали к нам. Помните свои впечатления?
— Это было в 1992-м, в Каневе, в Музее Тараса Шевченко состоялась моя выставка. На открытии присутствовала театральная группа Лидии Крушельницкой, которая приехала на гастроли из Нью-Йорка, и 200 гостей из всей Украины. Было несколько странно, что из всех тех гостей только некоторые слышали о писанке и раньше, остальные же — видели ее впервые. Лично для меня, это было больше, чем выставка автора-американки... Мои родители привезли традицию писанкарства в Америку из Украины, сохранили ее, преумножили, а мне выпала честь и миссия привезти ее на Родину, — туда, откуда она происходит. Рада, что за последние двадцать лет, писанкарство получило большое развитие и расцвет.
В Карпатах есть такая легенда. Люди верили, что должны писать писанки, чтобы мир продолжался. Потому что далеко в горах сидит страшный змей, прикованный цепями к скале. Ежегодно он посылает в мир своих «агентов», чтобы они проверили, пишут ли люди писанки. Если люди писали, то они возвращались и цепи закручивали еще сильнее. А если нет, то змей, радуясь, начинал расковываться. Со временем те цепи упали бы, змей освободился бы и уничтожил бы мир. И нас уже не было бы на этой земле. Поэтому я всегда прошу Бога, чтобы люди не переставали писать писанки.