Киевского искусствоведа можно назвать счастливым человеком: Екатерина не только занимается любимым делом, но и публично делится своим опытом. Работая в Киевском музее российского искусства, в галерее современного искусства «Боттега», а также являясь автором и ведущей телепрограммы «Галерея Сіті», Рай заявила о себе как эксперт отечественного и западного арт-бизнеса. Наша беседа — о развитии украинского искусства, о состоянии отечественного галерейного бизнеса, а также о тенденциях и перспективах его развития.
АРТ-БИЗНЕС И ПОЛИТИКА
— В советские времена был популярным слоган «Искусство принадлежит народу!», а кому, на ваш взгляд, сегодня принадлежит искусство?
— Покупателю. Более того — оно всегда принадлежало покупателю. Разве не государство, которое было главным заказчиком в советское время, диктовало правила игры искусству? Народ созерцает, а заказчик покупает. Принципы и расстановка сил в наше время нисколько не изменились: искусство принадлежит тому, кто им владеет.
— Насколько современное искусство (живопись, скульптура) в Украине впитывает европейские тенденции?
— Украинское искусство иногда даже слишком быстро впитывает европейские тенденции, что порой сродни подражанию, а это не всегда хорошо. Однако наше украинское искусство всегда носило отпечаток национального. Стоит вспомнить хотя бы творчество таких мастеров, как Анатолий Криволап, Олег Тистол или Виктор Сидоренко. Этим художникам не чужда западная традиция, однако они умеют адаптировать полученный на западе опыт, и их искусство, безусловно, узнаваемо как украинское. В противном случае коллекционеры (как иностранные, так и отечественные) не инвестировали бы в их творчество.
— Искусство — деньги — политика... какова специфика взаимоотношений?
— Во всем мире искусство, а вернее арт-бизнес, всегда тесно связано с политикой! Украина только начинает это понимать. В нашей стране после развала СССР искусство было брошено на произвол судьбы. Оно развивалось само по себе, как «сорняк», никем не ухоженное и не замеченное. Но оно существовало и росло... Западные ценители искусства, которые долгое время коллекционировали наш «соцреализм», наконец обратили внимание на украинское современное искусство. Этот интерес подхватили некоторые арт-дилеры и галеристы. На самом деле украинский арт-бизнес только начинает развиваться сегодня, и динамика этого развития радует. Например, работа Анатолия Криволапа «Степь» была продана на лондонском аукционе «Филлипс» за 98500 тысяч долларов (!), что позволяет назвать его сегодня самым дорогим украинским художником. Приятно, что этот успех — не просто везение, а результат слаженной систематической работы художника, арт-дилера, СМИ и прочих участников процесса. Такие события являются свидетельством того, что развитие арт-рынка Украины сдвинулось с мертвой точки. Возможно, в скором времени даже государству станет небезразлична судьба отечественного искусства.
ЦЕНА И ИМЯ-БРЕНД
— Существуют ли универсальные критерии оценки качества, значимости и стоимости произведения искусства? Есть ли у вас своя оценочная шкала?
— Если говорить о классических произведениях, антикварных вещах, то существует своя оценка и ценовая политика, которая «прописана» временем. В современном искусстве все сложнее: художник еще жив, тенденции, мода и вкусы меняются каждый день, потому нет четко установленных критериев оценки. У каждого она своя. В основном оценка современных произведений, например картин, происходит следующим образом: цена/размер. К примеру, приходит коллекционер в мастерскую художника, чтобы купить картину. Естественно, маленькие по габаритам вещи будут стоить дешевле, а большие дороже. Неоспоримым фактом в формировании цены на произведение современного художника является его имя-бренд. Ну а имидж художника формируется по-разному: начиная с выставок в международных музеях и заканчивая продажами на мировых аукционах. К примеру, участие на аукционе «Сотбис» или «Кристис» прибавляет к стоимости картин художника около 15—20%. Оценка современного искусства весьма относительна! Не устану повторять формулу, которую считаю в данном смысле самой верной: «Искусство стоит ровно столько, сколько за него готов заплатить покупатель».
— На ваш взгляд, в каком состоянии сегодня находится галерейный рынок в Украине?
— В галерейном бизнесе Украины, на мой взгляд, не хватает четкой системы, открытости, прозрачности и, главное, — обмена опытом между собой и с западными коллегами. Так же в новорожденных арт-центрах и галереях искусство, к сожалению, не всегда стоит на первом месте. Но тот факт, что они появляются, — безусловно, огромный плюс в развитии украинского арт-рынка!
— Каким образом современное искусство балансирует между плоскостями «массовый» и «элитарный» и к чему больше тяготеет?
— Во все времена искусство делилось на то, которое было понятно и близко широкой публике, и на то, которое было ориентировано на узкий круг ценителей. Сейчас на украинском арт-рынке существуют обе категории. Но именно тот небольшой пласт искусства «элитарного» и является субъектом оперирования в современном арт-бизнесе и предметом интереса коллекционеров... Например, в телепередаче «Галерея Сіті» мы показываем прежде всего реалии современного арт-рынка Украины в контексте мирового процесса. Например, в программе есть несколько постоянных рубрик, таких как «Обличчя мистецтва» или «Арт подія» — в них мы рассказываем о выставках, событиях и отдельных персоналиях в сферах украинского и западного искусства; «Art History», в которой затрагиваем исторические факты, связанные с темой той или иной программы. Задействованы у нас и эксперты, опытные профессионалы-специалисты по искусству, чьи имена известны как у нас, так и за рубежом, поэтому все темы программ раскрываются ярко, доступно и интересно!
— Расскажите о тенденциях развития украинского искусства.
— На мой взгляд, «украинская волна» в мировом искусстве возможна — у нас для этого есть все предпосылки: и художники, и сильная школа, и, главное, — стремление. Хотя, к сожалению, зачастую эти идеи стимулируются коммерческим интересом, но причиной тому является прежде всего безразличие государства к культурному развитию страны. Это безразличие проявляется не только в отсутствии финансирования искусства, но и в полном равнодушии к той ситуации, что сложилась на отечественном арт-рынке. Наша страна не поддерживает ни молодых, ни даже уже состоявшихся художников, способных стать «лицом Украины» на международной арене. Ну, а в это же время на Западе дорожат и гордятся своими мастерами, отслеживают их каждый творческий шаг, систематически инвестируют в их творчество, коллекционируют, организовывают выставки, презентуют в мире! Конечно, на раскрутку хотя бы одного-двух художников необходимы немалые средства, однако игра стоит свеч.