Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Другое измерение

4 сентября, 2006 - 18:49

В Киевском музее русского искусства состоялся традиционный музейный вечер «Времена года. Лето», организованный Киевским управлением культуры и искусств, Национальным музыкальным комитетом Украины Международного музыкального совета ЮНЕСКО и представительством Росзарубежцентра в Украине при поддержке посольства Российской Федерации в Украине.

Художники считают, что труднее всего писать лето. И верно: не всякому живописцу удается передать краски и настроение этого времени года так, чтобы запечатленная природа не предстала скучно-зеленой, застывшей. В Киевском музее русского искусства на «вернисаже одного вечера» были представлены полотна Михаила Нестерова, Николая Крымова, Сергея Герасимова, Петра Котова. Глядя на них, невольно понимаешь, что плоскость картин, поставленных на мольберты, вовсе не копия реальности. Это другое ее измерение.

«Времена года...» родились на перекрестке музыки, поэзии и живописи. Обращение к природе — это всего лишь стремление сохранить мир внутренних чувств, способность мечтать, желание устроить жизнь так, чтобы она была достойна поэзии. Народному артисту Украины Николаю Рушковскому (он читал на вечере Есенина, Кирсанова, Случевского и гениального Гоголя — его «Знаете ли вы украинскую ночь?») как никому другому ведомо, что брошенное «на ветер» слово звучащее, слово поэтическое сохраняет силу, поселяется в душе и, по меткому выражению Виктора Шкловского, освобождает душу от тесноты. В еще большей степени мысль эта справедлива в отношении музыки.

«Музыкальную биографию» лета по-своему рассказали бандуристка Лариса Дедюх («Соловейко» на слова Т. Шевченко и обработка украинской обрядовой песни праздника жатвы), исполнители барочной музыки Александр Савченко (блокфлейта) и Константин Чеченя (лютня).

И голоса, и таланта, и интеллигентности, как говорится, не занимать сопрано Надежде Фесенко (аккомпанемент — Александр Москалец). Замечательно проникновенно, добавим, с отличной дикцией она спела романсы Н. Лысенко и С. Рахманинова, создав при этом совершенно разные музыкальные образы.

Пианист Романа Репка и скрипач Кирилл Шарапов блеснули артистизмом, представив на суд слушателей произведения Вивальди и Чайковского. Одной из вершин концерта стало выступление молодого баяниста Романа Юсипея. Виртуоз, владеющий великолепной техникой, он может в «Посвящении А. Пьяцолле» украинского композитора В. Зубицкого эффектно прищелкивать языком, постукивать кулаком по инструменту, ища гармонию в бесконечно-дробных частях тона и сложных ритмах. Но вместе с тем понимаешь, что талант Юсипея выше приемов, к которым он прибегает, и что не техническими средствами живо его искусство и мастерство.

Дыхание словенского лета и энергию 14-го всемирного конгресса саксофонистов, который только что завершился в Любляне, донес в своих инструментах Киевский квартет саксофонистов под руководством Юрия Василевича. Музыканты выступили под занавес вечера, с блеском исполнив композицию «Мелодии лета». Их игра была свежей, своеобразной, интересной, что и отметила публика.

«Вечера задуманы как повод для размышления, для ассоциации, для фантазии, — говорит секретарь правления Союза композиторов Леся Олийнык, одна из организаторов музейных вечеров. — Они, на мой взгляд, расширяют самоё художественное восприятие. Мы хотели, чтобы те, кто к нам приходит, были и зрителями, и слушателями. Разумеется, люди разные: кто-то обладает даром видения, у кого- то дар слышания. Но совместить это, значит, расширить свое понимание искусства, природы и человека».

В искусстве есть закодированная мудрость. И сам процесс ее расшифровки позволяет получать иногда хоть частицу ответа на вечные вопросы, которые задает себе человечество.

Елена ПОЗДНЯКОВА, Укринформ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ