Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Другой образ

Турки «оживили» Роксолану
21 июля, 2004 - 00:00

«Почему они изобразили Роксолану интриганкой. Она ведь была настоящим героем», — так отреагировала одна из зрительниц-украинок, имевшая возможность посмотреть новую постановку турецкого танцевального шоу «Хуррем Султан» в средиземноморском курортном городе Анталия. Турки не впервые обращаются к теме любви украинской невольницы Роксоланы и могущественного султана Сулеймана. Однако танцевальное шоу — однозначная новация. Интерес в нем вызывает не только подход к хореографии («микширование» современного и народного восточного танца), но и турецкая интерпретация событий многовековой давности.

«Султан, покорявший весь мир, покорился Роксолане», — таков лейтмотив танцевального шоу, в котором отражена история украинской невольницы. 90-минутный спектакль состоит из двух частей. Первая начинается с того, что султану преподносят подарок, который изменит всю его жизнь — украинскую девушку, дочь православного священника. Долго тосковать по родине Роксолане (переименованной турками в Хуррем) не пришлось, поскольку она сразу же начала интригами завоевывать себе место под османским солнцем. Сначала она организовывает убийство визиря Ибрагим-паши, который выступал против ее брака с султаном. Не без ее участия было подожжено помещение, в котором погиб весь султанов гарем. Вторая часть начинается со свадьбы, продолжавшейся «сорок дней и ночей». Таким образом Роксолана становится законной супругой Сулеймана, однако этого ей оказывается мало. Особенно — после рождения ребенка Кануни. Она решает убить старшего сына султана Мустафу, чтобы престолонаследником стал ее потомок. Завершается спектакль словами: «Такой была любовь двоих, и не мне осуждать ее».

Понятно, что не у всех зрителей реакция на увиденное была одинаковой. Если украинцы обращали внимание на чрезмерный негатив, то некоторые турки считали, что Роксолана в шоу была изображена чересчур положительно. Дескать, именно ее сын стал причиной упадка Османской империи... Постановщики спектакля критику не воспринимали с обеих сторон. Арт-директор шоу Эртугруль Артеш отметил, что в шоу нет никаких отклонений от исторических фактов. «Хуррем изображена такой, какой была — волевой и красивой женщиной. Иначе она бы не стала женой султана. Ее главная цель — выжить в том далеко не благородном мире», — рассказал вдохновитель шоу. «Нужно просто быть матерью, чтобы понять поступки Роксоланы, которая готова на все ради лучшей жизни своего сына», — делится своими наблюдениями хореограф Илдиз Джанкайя.

Главный персонаж спектакля, впрочем, не влюбленная султанская пара, а... придворный палач Бостанджи баши. В Османской империи «бостанджи» называли специально наученных палачей, которые «по совместительству» выполняли работу садовника. Для того, чтобы они не рассказывали о происходящем при дворе, им с детства отрезали язык. Главная авторская задумка шоу — именно немой рассказывает историю украинской девушки. И делает это языком тела, что и определяет формальную суть постановки — танцевальное шоу (правда, закулисный голос рифмованным турецким языком трактует движения палача).

По словам хореографа госпожи Джанкайя, особенность представления заключается в сочетании традиционных и современных танцев. Вниманию зрителей предлагаются зажигательные акробатические трюки и даже танец живота в мужском исполнении. Как оказалось, мужской танец живота был чрезвычайно популярным в Османской империи, поскольку в отдельных случаях мусульманским женщинам танцевать перед правителями запрещалось. Отличие мужского танца от женского заключается в более резкой и динамичной жестикуляции. В отличие от содержания спектакля танцевальная программа шоу вызвала у зрителей в основном одобрительные отклики, доказательством чего стали неоднократные бурные овации. Роль Роксоланы исполняла, кстати, славянка — девушка из болгарского города Пловдив Ирина Панова. Болгары, к слову, претерпели не меньше бед от набегов османов. Поэтому у актрисы достаточно оснований, чтобы тоже проникнуться патриотическими чувствами, которые наверняка переживала Роксолана. Труппа самого шоу отличается особенной «интернациональностью» — здесь можно встретить и украинцев, и россиян, и азербайджанцев...

Подготовка спектакля «Хуррем Султан» продолжалась более года. Впервые на суд зрителей он был представлен в Стамбуле в конце прошлого года. На сегодня более 80 тысяч зрителей стали свидетелями «реанимированной» истории любви украинки Насти Лисовской из Рогатина и османского властителя Сулеймана. Чтобы расширить круг зрителей, организаторы отправились с гастролями, несколько усовершенствовав постановку. Первыми обновленное шоу имели возможность увидеть многочисленные туристы Анталии (среди которых — немало именно украинцев). Отвечая на вопрос «Дня», нет ли планов показать шоу в Украине, арт-директор Эртугруль Атеш ответил: «С удовольствием. Если будет приглашение, то обязательно приедем...»

Сергей СОЛОДКИЙ, «День», Анталия — Киев. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ