Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эффект Ройтбурда

Украинское концептуальное искусство под патронатом Посольства США
30 октября, 2001 - 00:00

Творчество украинско-американского художника Александра Ройтбурда охватывает почти все виды современного искусства: живопись, видео, графику, инсталляцию и перфоманс. Но любой из них, взятый изолированно, представляет лишь некий фрагмент общего движения Ройтбурда к преодолению острых проблем выживания, поиска новых ценностей и мутаций выразительности культуры на рубеже ХХ — ХХI веков.

Живопись Александра Ройтбурда — одно из наиболее индивидуальных явлений так называемой «украинской волны постмодернизма». Этот термин появился еще в советском культурном пространстве после выставки в московском Манеже в 1998 году. Тогда творческий и эмоциональный напор украинских художников заставил говорить о пришедшей с «горячего юга» неожиданной альтернативе на уровне рождения новой школы живописи «холодному северу» московского пост-концептуализма, склонного рассматривать живопись закрытой для новаторства сферой. Александр Ройтбурд признан не просто выдающимся представителем, но и одной из звезд этой «Южнорусской школы». Постсоветская критика отмечала особый «эффект Ройтбурда» — узнаваемый эффект насыщенности в рамках сюжетно-тематической картины.

В живописи Александра Ройтбурда начала нового столетия Вселенная замедляет свой ход. Пульсацию красочной поверхности по-прежнему осуществляет безукоризненная точность тональных соотношений и оптический рисунок отсветов корпусных мазков. Но динамика, свойственная живописной фактуре, совершенно отсутствует в композиции. Вся энергия творческого акта сфокусирована на живописной поверхности холста. Персонажи картин замкнуты на себе, словно пребывают в состоянии беспробудности фантастических сновидений. Действия их не имеют сюжетного завершения, автор не выстраивает для них мира и лишает психологии. Имеющий опыт куратора масштабных художественных проектов, Александр Ройтбурд выступает в роли куратора и своих живописных идей. Именуя большинство работ «Без названия», он нивелирует привязку к сюжету и образу в пользу структурирования вертикальных силовых линий композиции на концептуальном демонстрационном поле актуализации и трансформации смыслов. Обнаруживая нечто общее с произведениями Вермеера Делфтского, Рембрандта, даже с иконописью и мозаикой. В работах Ройтбурда важно не то, есть в них миф или нет, в чем секрет того или иного произведения, а то, насколько оно контактно. На этот контакт работает живопись и компенсирует отчуждение образов. Общение и эстетическое удовольствие происходят на поверхности холста, хотя получают некую двойственность в осмыслении.

В 90-х годах Ройтбурд обращается к инсталляции, перфомансу и видео. В последнем художник достиг международного успеха. Видеопроект «Психоделическое вторжение броненосца «Потемкин» в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» впервые демонстрировался в 1998 году в Художественном музее Одессы на выставке «Академия холода», куратором которой был Александр Ройтбурд. В 1999 — приобретен в коллекцию Музея современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, а в 2001 году представлен на 49-ой Венецианской биеннале в кураторском проекте директора ее визуальной секции Харальда Зеемана «Плато человечества». В том же году видеоинсталляция Ройтбурда «Упражнения для двух тел и памятника» демонстрировалась в нью-йоркской галерее «Спенсер Браунстон». Обе видео-работы теперь можно увидеть на выставке в Киеве.

Со второй половины 80-х Александр Ройтбурд был идеологом независимого художественного поиска в попытке создания социально интегрированного сообщества художников современного искусства в Одессе, где он родился и жил до 2000 года. Эти усилия увенчались в 1997 году открытием одесского Центра современного искусства Сороса. Ройтбурд стал председателем наблюдательного совета ЦСИС-Одесса, выступил куратором серии художественных акций, был автором многочисленных программных статей. Но из-за отсутствия жесткого критериального отбора участников художественных акций Центра, снобизма и амбиций в коммуникации с обществом одесский Центр современного искусства не стал культурным явлением более чем провинциального масштаба. Продолжая свой независимый художественный поиск в области живого искусства, Александр Ройтбурд переехал в США. Его работы хранятся в трех музеях современного искусства в США, Государственной Третьяковской галерее в Москве и Русском музее в Санкт-Петербурге, коллекции Костаки, двух художественных музеях в Украине и других престижных собраниях.

Наконец смелое, заставляющее рефлексировать, искусство Ройтбурда появилось и в киевском музейном пространстве. И это событие не только культурного, но социального значения. Здесь уместно снова привести мнение господина Карлоса Паскуаля: «Кто-то может и отрицать тот факт, что перемены в американской политической культуре произошли вследствие возрождения американского искусства. Несмотря на трудности периода Депрессии, американские художники позволяли себе исследовать форму и экспериментировать с этой формой, а также с функцией и эмоцией, создавая окно в мир, что помогло американцам видеть этот мир сквозь трудности повседневной жизни. В конце концов, это видение изменило реальность». Отрадно, что эти возможности искусства стали понимать и представители украинского бизнеса. Так генеральным спонсором выставки Александра Ройтбурда выступила корпорация «Укргазконтракт».

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ