Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Его Родина — сцена!»

С 21 по 25 ноября в Украине пройдут гастроли Театра Романа Виктюка, посвященные юбилею режиссера
16 ноября, 2011 - 20:30
«СЛАДКОЕЖКА» / ФОТО ПАВЛА ПАЛАМАРЧУКА

Культовый режиссер современной сцены, народный артист Украины и России, художественный руководитель московского Театра своего имени Роман Григорьевич Виктюк отпраздновал 75-летие. О нем говорят: дитя парадоксов, так как он охотно шокирует публику и выбором, и трактовкой репертуара. Готовя программу к юбилейному турне, он выбрал две свои постановки — новинку «Король-Арлекин» Лотара и испытанную временем «Мастера и Маргариту» Булгакова. Спектакли объединяет одна тема — художник и власть.

«Пьеса австрийского драматурга Рудольфа Лотара была под запретом почти столетие в разных странах, — рассказал перед премьерой, которая прошла год назад в Москве, Роман Виктюк. — В России «Король-Арлекин» поставил перед октябрьским переворотом Александр Таиров в Камерном театре, но представление цензура сняла». По сюжету, Старый король умер. Погиб и принц, а на трон сел лицедей, который не собирается плясать под «дудку» придворных и королевы... Как объединить пространства художника и власти? Как они должны сосуществовать, поддерживать и понимать друг друга? Данное представление как раз об этом. Главную роль Арлекина исполняет премьер Театра Виктюка — Дмитрий Бозин.

«Мастер и Маргарита» — это уже третья версия сценического прочтения булгаковского романа, поставленная режиссером как «Сны Ивана Бездомного» еще в 2001 г. Советская эпоха представлена как время абсурда. Так, Великий бал Полнолуния у Воланда становится шабашем... вождей, когда в гротескном танце танцуют бюсты Ленина и Сталина, а тема любви для Мастера и Маргариты — это, прежде всего, страдание и боль...

21 ноября представление увидят во Львове, 22 ноября труппа Театра Романа Виктюка выступит в Житомире, 23 и 24 ноября — в Киеве, а 25 ноября — в Харькове.

Роман Григорьевич всегда охотно говорит о Львове — городе, в котором он родился, где прошла его юность и где он сделал первые шаги в театральной деятельности. Свои звездные роли в постановках Виктюка сыграли Алиса Фрейндлих, Елена Образцова, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Маргарита Терехова, Марина Неелова. А с львовянками — Аллой Бабенко и Любовью Кагановой — режиссера связывает дружба продолжительностью в полвека! Именно они и рассказали «Дню» о Романе Виктюке, который недавно отметил свое 75-летие.

«ВО ЛЬВОВ ЕГО ВЛЕКУТ НЕ ТОЛЬКО РОДСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА»

— Знаю Романа давно как человека очень противоречивого и авантюрного. По моему мнению, скорее всего, таким его сделала очень непростая, а иногда даже голодная жизнь, — вспоминает режиссер-постановщик Львовского театра им. М. Заньковецкой Алла БАБЕНКО. — Мы познакомились с Романом во Львовском ТЮЗе — вместе играли в спектакле «Опасный возраст», который поставил Александр Барсегян. Виктюк играл очень хорошо, поэтому он был любимцем всех школьников и школьниц тогдашнего Львова. Уже тогда меня, выпускницу студии Театра им. М. Заньковецкой, он учил, так как привез во Львов школу ГИТИСа. Например, в Москве научил меня бесплатно разговаривать по междугородному телефону. Он всегда был авантюрным — выносил книги из библиотек под рубашкой. Всю жизнь Виктюк читал очень много, наверное, утоляя интеллектуальный голод, который остро испытывал еще в детстве. Кстати, в свое время в Вильнюсе ему удалось добраться до закрытых фондов местной библиотеки, и он переписал от руки (ведь не было тогда ни сканеров, ни ксероксов) немало книг! Роман поглощал книги буквально тоннами. Он хорошо знал философию Соловьева и Бердяева. А что касается театральной литературы, то здесь вообще без комментариев. Вспоминаю: я была у него в гостях в Вильнюсе, и когда ложилась спать, то он читал, а просыпалась — он все продолжал читать. У Романа огромная домашняя библиотека во Львове, а еще большая — в Москве. Ну, а другие выходки. Наверное, лет до сорока пяти Виктюк ездил в поездах и летал в самолетах по фальшивому студенческому (ведь если покупать билет за полцены, то сколько денег можно сэкономить!), который опять же сделал сам. В свое время, на пике популярности Анатолия Эфроса, на его представления невозможно было попасть, а мы благодаря Роману попадали благодаря тому, что он подделывал подписи на пропусках. Кстати, именно Виктюк в первый раз привел меня к Эфросу. Однажды Роман даже смог выдать себя за популярного актера Олега Табакова, на которого в молодости был очень похож.

Любил Виктюк разыгрывать по телефону, доводя до истерики, в частности, Галину Волчек, режиссера московского театра «Современник». Он и до сих пор много придумывает, умеет создать вокруг себя миф. А как-то, находясь во Львове без работы, без денег, от имени Министерства культуры звонил по телефону во все театры, предлагая принять на работу... талантливого режиссера Виктюка. Роман очень долго был гоним и никому не нужен, но никогда не пасовал перед трудностями. Мы оба стажировались в Москве: я — в Театре «Моссовета», он — в МХАТе. Я работала над «Царской охотой» Леонида Зорина при участии Маргариты Тереховой и Леонида Маркова. Репетиции проходили очень трудно. Однажды, когда шла по улице Горького, встретила Виктюка и, не знаю, почему, попросила: «Пойди на репетицию вместо меня». Так я привела Романа в Театр «Моссовета». И он выдал такую репетицию, о которой можно было только мечтать! Это было в 1975-м — тогда началась его работа в Театре «Моссовета». И Завадский (Юрий Александрович Завадский — главный режиссер Театра «Моссовета». — Т. К.) дал мне другую работу, а Терехова пожелала работать с Романом. А спектакль «Царская охота» стал началом утверждения Виктюка в Москве. Хотя в Москве пробиться очень трудно, ведь там стеной стояли киты режиссуры: Ефремов, Эфрос, Любимов, Гончаров, Плучек... Впоследствии Виктюк приложил максимум усилий, чтобы создать собственный театр. Кстати, когда у него не складывалось с работой в Москве, он бесплатно ставил спектакли во многих театрах бывшего СССР — чтобы, как говорится, «набить руку». Виктюк «поставил» на Таирова (Александр Яковлевич Таиров, художественный руководитель Камерного театра. — Т. К.), все представления которого основывались на эстетике, пластике и музыке. Впервые «эстетику Таирова» Роман воплотил вместе с гениальным балетмейстером из Франции Бежаром в представлении «Федра» с Аллой Демидовой в главной роли... Я также помню, когда к Виктюку пришла слава — это было 22 года назад, тогда он впервые поставил «Служанки» Жана Жене в Московском театре «Сатирикон», где все женские роли исполняли мужчины. Это произошло незадолго до смерти моей мамы, которая тогда очень болела, а когда услышала об успехе Романа, то сказала: «Таки пробился...» Именно после той постановки Виктюка пригласили в Финляндию. Собственно, с тех пор и началась его блестящая режиссерская карьера.

Я считаю Виктюка своим учителем, потому что он ввел меня как режиссера по направлению поэтического реализма. Поэтому, когда уже работала в Театре им. М. Заньковецкой, время от времени обращалась к Роману за помощью. В частности, он репетировал с Таисией Литвиненко и Федором Стригуном «Нору», вводил Галину Давыдову в «Лісову пісню», Юрия Чекова — в мои камерные представления по произведениям Чехова. Виктюк никогда не отказывал в помощи.

Роман очень часто приезжает во Львов, много помогает своей семье, у него есть две сестры и племянница. Мне кажется, что во Львов его влекут не только родственные чувства — он очень хочет, чтобы сестры видели его успех после всех скитаний, мытарств, полного неприятия и забвения. А кроме того, Виктюк никогда не забывает тех, кто помог ему получить профессию, в частности поставил на Лычаковском кладбище памятник Наталии Половко, которая руководила драмкружком, где начался актерский путь Романа, и направила его в ГИТИС.

Мы дружим с Романом с 1961-го, потому я имею право на некоторые высказывания в его адрес. Друзей у него нет, потому что актеры после того, как он вывел их в люди, часто изменяют Роману. Когда-то Виктюк сказал, что его Родина — это сцена.

«ОБЯЗАТЕЛЬНО ИДЕМ НА ЛЫЧАКОВСКОЕ КЛАДБИЩЕ»

— Помню Романа Григорьевича, можно сказать, с детства, знаю всю его семью, — рассказывает актриса Львовского театра им. М. Заньковецкой Любовь КАГАНОВА. — Еще тогда, когда он играл в ТЮЗе «Сомбреро» (самая популярная детская пьеса С. Михалкова. — Т. К.), я заметила в нем незаурядный талант и азарт. До сих пор храню фотографию с того представления, хотя прошло вот уже столько лет, больше полувека. Роман — очень интересный, талантливый человек. Когда он бывает во Львове, всегда звонит по телефону, мы встречаемся, обязательно идем на Лычаковское кладбище, чтобы почтить память актеров, которых уже нет в живых. Роман покупает много цветов и ставит их на могилах. Он горячо любит Львов, помнит людей, которые помогали ему. В частности, всегда с нежностью вспоминает актеров Асю Бурштейн и Юру Копосова, который слишком рано и трагически ушел из жизни и с которым Роман работал в Театре юного зрителя. Я очень признательна Виктюку за то, что он во всех своих интервью вспоминает меня и мою подругу, артистку Зинаиду Дехтяреву, которая 38 лет прослужила в Театре военного округа Прикарпатья, называя нас «наилучшими актрисами мира». Он часто разыгрывает меня по телефону, называет разными величественными именами, а я всегда его узнаю, потому что так мило шутить может только Виктюк. На одном из концертов Роману Григорьевичу передали записку, в которой его спросили, какое у него любимое блюдо и кто его любимая женщина. Насчет любимого блюда Роман ответил: «Мне нравится все, что готовит в телепередаче «Смак» Андрей Макаревич». А о любимой женщине... Я в то время стояла за кулисами. Виктюк вместе с Шифриным и Маковецким усадили меня на стульчик и вынесли на сцену — так Роман при всем народе сделал мне предложение...

Я искренне поздравляю Романа с юбилеем. Сказать могу одно: побольше бы таких людей. Дай Боже ему здоровья!

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ