Писатели, журналисты, историки, краеведы, художники и просто почитатели исследовательского таланта выдающегося ученого-украиниста, академика Николая Мушинки (г. Пряшев, Словакия), которому в этом году исполнилось 85 лет, стали участниками презентации второго тома собрания его произведений «Володимир Гнатюк», что состоялась на днях в Закарпатской областной библиотеке им. Ф. Потушняка. Составителем трудов отца стал его сын Олесь Мушинка, а издателем - Центр антропологических исследований в Пряшеве.
О тернистом и колоссальном по своей творческой жатве пути на исследовательской ниве, которым на протяжении свыше 60 лет идет сельский парнишка из лемковского села Курив, - до преподавателя университета, от пастуха колхозных отар и пряшевского кочегара - до почтенного академика с мировым именем, от верящего в коммунизм «русского» - до сознательного украинца, от исследователя местного фольклора - до мощного ученого, равного которому, вероятно, и не найдешь сегодня в Украине, Словакии или Европе, присутствующим рассказала кандидат филологических наук, редактор многих книг юбиляра Наталья РЕБРИК.
«Человек живет, работает, радуется. Но наступает время, когда начинаешь подытоживать пройденный путь. Как раз такого возраста и научной зрелости достиг один из самых выдающихся украинистов Словакии, чрезвычайно активный ученый академик Николай Мушинка, доктор филологических наук, который своим неутомимым трудом пополняет сокровищницу культурных достижений родного народа, - отметила пани Наталья. - Когда ему исполнилось 85, он написал 142 книги, брошюры и сборника, 571 научное исследование, 2565 научно-популярных статей, 879 рецензий, но так и не знает отдыха. В настоящее время он готовит к печати монографию о Яцке Остапчуке, начал работу над третьим томом «Вибраних праць» об Иване Панькевиче, работает над лозунгами для «Енциклопедії Українознавства», рецензирует научные сборники, монографии, авторефераты, отзывается на разнообразные юбилеи меньшими и большими статьями, дает интервью и снимается в фильмах, консультирует молодых и старших при написании кандидатских и докторских, принимает посильное участие в научных онлайн-форумах и интернет-конференциях, искренне принимает отовсюду в собственном доме гостей и при этом много читает. Это малая частица ежедневного активного его труда, которая и заставляет те колеса вращаться, вращаться и вращаться».
Николай Жулинский в юбилейной статье «Український пастир культури і науки» по случаю 80-летия академика Н. Мушинки видит его рядом с Александром Духновичем и Адольфом Добрянским. Дмитрий Павлычко, его близкий приятель и единомышленник, назвал Николая Мушинку «духом украинства мирового», а Михаэль Мозер, президент Международной ассоциации украинистов, профессор кафедры славистики Венского университета, Украинского свободного университета и Католического университета им. Петра Пазманя в Будапеште, считает «историю его деятельности неотъемлемой и чрезвычайно важной составляющей истории международной украинистики в целом». Свидетельством этого, в частности, является и тот факт, что профессор Н. Мушинка только за время отстранения его от научной деятельности «опубликовал на Западе пять книг и свыше 150 научных исследований, научно-популярных статей и рецензий», в частности альбом «Екслібриси українських шістдесятників (Банд-Брук, 1972), «Володимир Гнатюк і Закарпаття» (Париж, 1975), «Орест Жилінський, вчений з душею поета» (Банд-Брук, 1983), «Народна культура південних лемків» (Нью-Йорк, 1987), «Життя і справа Володимира Гнатюка» (Париж, 1988). Как фольклорист исследовал устное народное творчество русинов Воеводины, культуру украинцев Румынии, лемков-украинцев Польши и бывшей Югославии, вернул и возродил забытые имена украинских писателей, ученых, художников, музыкантов, театралов, общественных и политических деятелей - Владимира Гнатюка, Михаила Врабеля, Филарета Колессы, Ивана Панькевича, Флориана Заплетала, Франтишека Тихого, Николая Неврлого, Юрия Шанту, Франтишека Главачка, Юрка Колинчака, Яна Онушка, Йосифа Маркова, Владимира Либовицкого, Владимира Сичинского, Ивана Зилинского, Михаила Качалубы, Симона Нарижного, Ореста Зилинского, Ивана Мацинского, Владимира Стон-Балтаровича, Владимира Любовицкого, Ивана Кулеца, Никифора Лещищака, Никифора Довняка, Ольги Дутко, Юрия Костюка, Степана Рака, Елены Рудловчак, Евы Бисс, Василия Капишовского, Яцка Остапчука, Степана Паппа, Ивана Голубовского, Олексы Новакивского, Степана Клочурака. «Навіть найсміливіша уява не здатна охопити весь той обшир наукових зацікавлень, пошукових пристрастей і творчих залюблень пастиря української культури і науки…», - подытоживает Николай Жулинский. Эти «пошукові пристрасті і творчі залюблення» частично воплощены в издательском проекте «У всякого своя доля…» Николая Мушинки и Ярослава Шуркала.
Основным движителем жизни для Николая Мушинки является труд. Придерживаясь теории Григория Сковороды, Николай нашел свою «сродну працю». Он свободный и самодостаточный. А когда его хотели сделать подневольным, зависимым, Мушинка возвращался в Куров пасти отары. Он нашел «сродну працю», которую умеет, знает и хочет выполнять с глубоким убеждением, что только она является смыслом жизни. «Ни за статьи в ЭСУ, ни за другие статьи и книги, - пишет Николай Мушинка, - изданные в Украине, я никаких гонораров не получаю. Кое-кто удивляется, что ни за звание академика, ни за степень доктора наук я не получил никакой надбавки к плате. Когда я на это обратил внимание своего работодателя (деканат филфака Пряшевского университета), мне сказали: «Эти титулы предоставила Вам Украина, для которой Вы работаете, так пусть она дает Вам надбавку к плате!.. Нынешняя моя пенсия не достигает уровня средней пенсии квалифицированного рабочего. Но это ничуть не отталкивает меня от бесплатной работы в сфере украинистики. Единственным гонораром для меня являются авторские экземпляры опубликованных трудов. Да и их я не оставляю у себя, а дарю Государственной научной библиотеке в Пряшеве, чтобы они служили широкому сообществу ученых».
Кроме научной активности, Н. Мушинка является незаурядным коллекционером произведений изобразительного искусства. Его частная галерея охватывает десятки выдающихся произведений украинского изобразительного искусства, среди которых, - произведения О. Новакивского, М. Бойчука, Ю. Панькевича, В. Касияна, Й. Бокшая, О. Заливахи, И. Марчука и других. Николая Мушинку можно считать живым преданием, поскольку, по-видимому, нет среди украинцев вообще человека, который бы имел такой огромный круг знакомых ученых, писателей, художников и артистов. Заграничный Академик известен в кругу редакционной коллегии Энциклопедии украиноведения, Энциклопедии современной Украины, в разных университетах Украины, в Украинском свободном университете в Мюнхене, в университетах США и Канады. Николай Мушинка одарен талантом не только находить исторические документы, архивы, но и «затерянных» людей, которые во время Второй мировой войны погибли или «потерялись», как об этом удачно заметил Йосиф Сирка. Он нашел захоронение командира УПА С.Стебельского-Хрина, жены С. Ефремова Ориси Дурдукивской, юриста Станислава Днистрянского, его жены Софии, художницы Эмилии Голубовской и др. Останки некоторых из них он эксгумировал, на собственных плечах доставлял в Украину и перезахоронил.
Пани Наталья Ребрик процитировала слова Аркадия Жуковского, профессора Украинского свободного университета в Мюнхене, главы Научного общества им. Т. Шевченко в Европе и иностранного члена Национальной академии наук в Киеве, который считает, что такие достижения юбиляр имеет, поскольку не является «кабинетным ученым», а также Аллы Атаманенко, профессора Национального университета «Острожская академия», директора Института исследований украинской диаспоры: «Н.Мушинку всегда интересовала Человек. Он много нашел, опубликовал и просто способствовал сохранению уникальных архивных, художественных и материальных источников, каждая находка которых имеет свою очень интересную историю. Используя методику «устной истории», он и сам стал творцом уникальных биографических источников, записав интервью с известными учеными, общественными деятелями».
О подвижнической научно-исследовательской деятельности академика Николая Мушинки, творческом сотрудничестве с ним своими воспоминаниями в тот вечер делились глава Закарпатской «Просвіти» Павел Федака, краеведы Михаил Сирохман, Михаил Приймич, художница Одарка Долгош, ученый-фольклорист Оксана Тиховская, сын академика, доктор философских наук, научный работник Пряшевского университета Олесь Мушинка и другие. Они отмечали, что пана Николая нельзя представить без его Магды - жены-берегини, жены-секретаря, жены-единомышленницы, которая вот уже больше чем полвека разделяет его радости и беды, воспитала с ним прекрасных сыновей, заботится о маленьких и больших внуках, ревностно и преданно оберегает своего мужа от всего навязчивого и злого, тысячи раз правит и печатает «его писания», расписывает каждый его день для производительной работы, контролирует сроки написания статей и своевременность ответов на письма, следит за соблюдением всех семейных обычаев и предписаний врача. Магда и Николай, дети и внуки, невестки и правнуки, сваты, братья, сестры, кумы - это семья. Украинская настоящая семья. Дружная и благородная, достойная наследования.
Удивительное, жертвенное трудолюбие, преданность украинскому делу, подвижническая деятельность на благо - это Деятельность Николая - высокая, достойная, великая, что наполняла, наполняет и, очевидно, будет наполнять его жизнь всегда, с утра и до ночи, в будень и в праздник, чтобы вращались, хорошо вращались колеса...