Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Эксклюзивный» голос Розстального

19 февраля, 2004 - 00:00

Владимир Иванович Немирович-Данченко заметил, что «половина актера», львиная доля его выразительных средств — это голос.

Лучшее подтверждение подобного тезиса — творческая биография народного артиста Украины Виталия Григорьевича Розстального, ведущего мастера Национального академического драматического театра имени Ивана Франко. Его сценическая жизнь после окончания Киевского института искусств имени И.Карпенко-Карого в 1962 году разделена между Львовом и Киевом. Он любит эти города в одинаковой мере. И все же, с нашей точки зрения, после переезда в Киев Виталий Григорьевич получил существенное преимущество благодаря регулярному сотрудничеству со столичным радио. Актер с удивительным, как сейчас сказали бы, эксклюзивным голосом получил многомиллионную аудиторию слушателей. От них у него много писем с благодарностью за общение, за такую яркую и органичную украинскую речь, за ноты сердечности, душевной теплоты, которые в его бархатисто-баритональном тембре действуют как психотерапевтическое, успокаивающее средство. Но в котором постоянно вибрируют волевые, мужественные, жизнеутверждающие тона.

— Ваш голос патриотичен! — с полным правом могли бы написать ему радиопоклонники. Парадоксально? Нет, нисколько, ведь в речевом, мелодийном потоке, интонациях — отзвук национального характера.

Все мы помним, под какой угрозой долгие годы был украинский язык, какие потери понес он. Это обнажилось в начале 90-х годов, когда активизировалась национальная жизнь Украины и жизнь родного языка. Тогда многие впервые заговорили по-украински. Но как? Часто было страшно включать радио и телевизор...

Вот в этом звуковом океане, на поверхности которого было так много мусора незнания и неумения, будто маяк, освещала людям путь к совершенству культура украинской речи и недюжинное актерское мастерство Виталия Розстального. Его одинаково радостно слушать как в спектаклях, так и в литературных радиопередачах, которым он отдал много лет жизни. Артист обрел кафедру, достойную его природного дара и выучки, слушатели — замечательного друга и педагога, а новое время — настоящего полпреда украинской души.

Как-то во время гастролей франковцев в Мюнхене радио «Свобода» записало Виталия Григорьевича — он читал поэму Лины Костенко «Берестечко». Голос артиста услышал в Ватикане отец Софрон, который ведет там еженедельные радиопроповеди и, стало быть, знает цену радиомастерству. Он пригласил на две недели в Рим Виталия Розстального и Якова Сиротенко для озвучивания фильма об Иисусе Христе и помог артистам попасть на еженедельную аудиенцию прихожан с Папой Римским во Дворце торжеств Ватикана. Незабываемое время!..

Возможности воздействия на слушателей звучащего по радио голоса безмерны, считает Виталий Григорьевич. Об этом свидетельствует его практика. Поэтому закономерно выдвижение на соискание Шевченковской премии этого замечательного артиста и творческого коллектива радиожурнала «Слово». Сколько радости дают они людям!

Наталья ПОНОМАРЕНКО, Валерий ГАЙДАБУРА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ