Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экспериментатор Нелли Исупова

Расписных керамических ангелов известной украинской художницы можно увидеть в Музее декоративного искусства в Киево-Печерской лавре до 30 января
25 января, 2012 - 21:20
«АНГЕЛЫ» — КЕРАМИКА НЕЛЛИ ИСУПОВОЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

— Я люблю экспериментировать, — признается Нелли ИСУПОВА. — Наш род — из казаков, и в творчестве я люблю свободу. В Одесском училище им. Грекова мы изучали керамику, после его окончания я получила направление на Васильковский завод, где стала осваивать майолику. Создавала образцы для тиража и одновременно поступила в Союз художников, но поскольку мое творчество было ограничено рамками традиционной керамики, то ушла с завода. В ту пору меня очень увлек известный мастер декоративного искусства Александр Миловзоров, который ездил в Прибалтику и привез оттуда новые для нас идеи современной керамики. Композиции делались не на гончарном круге, а из пласта. Раскатываешь массу, как тесто, и создаешь нужную тебе форму. В ту пору в Доме творчества в Юрмале собирались лучшие керамисты со всего бывшего СССР. На два месяца нам давали отдельные мастерские, а потом приезжала специальная комиссия, которая отбирала лучшие работы на международную выставку в Италию (г. Фаэнца). Кстати, первые прибалтийские работы до сих пор стоят на полочке у меня в мастерской. Это композиции в виде стилизованных человеческих фигурок, расписанные в несколько цветов, — в те времена я пользовалась только черным, белым, красным цветами и охрой.

Наше объединение художников подготовило выставку, которую уже на второй день запретили. Тогдашние чиновники сказали, что «подобное искусство нарушает все традиции», и мы решили на основе нашей группы создать Творческое объединение. Это была маленькая группа, независимая и альтернативная. Кстати, Союз художников создавал комиссии для утверждения тех или иных работ, а мы хотели творить самостоятельно, чтобы вместе работать и выставляться, независимо от начальства. При советской власти мы вообще не имели права ничего продавать! То есть делали работы ради удовольствия — это чистое творчество, может быть, поэтому и получались такие красивые, радостные вещи. Деньги мы зарабатывали только монументальными заказами. В помещении на Андреевском спуске работали (поставили печи для обжига, станки для гобеленов, а в соседней комнате проводили выставки и творческие вечера). У нас появилась своя печать и свой счет в банке. К нам стали заходить первые иностранцы, а наше объединение стало галереей «Триптих».

Постепенно я нашла свой стиль. Однажды мой сын посмотрел на работы и сказал: «Это сгусток энергии. Тебе не подходит черно-белый аскетизм, а лучше снова вернуться в майолику и сделать ее современной». И я попыталась сделать другие работы, постепенно выработался собственный стиль. Эта керамика выставлялась и в «Триптихе», и на выставке «Киевские художники» в городе Милюз во Франции, в зале ЮНЕСКО в Париже и на многих других выставках. Меня часто спрашивают: что влияет на мое творчество, как появляется идея той или иной работы? И я отвечаю: очень многое — и мое внутреннее состояние, и то, что я вижу вокруг. Это могут быть журналы моды или дизайна интерьера, где мне интересны какие-либо фрагменты или детали. А бывает и так, что темы сами находят меня. Например, была выставка к столетию Катерины Примаченко, и я сделала керамику, рассматривая книжку с ее картинами. Сейчас в Музее декоративного искусства в Киево-Печерской лавре проходит групповая Рождественская выставка (см. «День», №7), мне предложили поучаствовать, и я с удовольствием согласилась, там есть и моя керамика из фондов музея, плюс я добавила новые работы, своих «Ангелов».

Елена ШАПИРО, искусствовед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ