Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Электронная опера от Поклитару

В Киевском театре оперетты состоялся показ проекта «Силы судьбы»
20 декабря, 2005 - 19:31
В СПЕКТАКЛЕ ЕЛЕНА ГРЕБЕНЮК НЕ ТОЛЬКО ДЕМОНСТРИРУЕТ ИЗЫСКАННЫЙ ОПЕРНЫЙ ВОКАЛ, НО И УСПЕШНО СПРАВЛЯЕТСЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ ХОРЕОГРАФА

Он имеет три версии. Первая из них — аудио CD «Le forze del destino» project — проект «Силы судьбы». Его создатели очень точно определяют жанр своего «детища»: современная авторская музыкальная интерпретация классических произведений (Верди, Бойто, Пуччини, Сен-Санса, Беллини, Каталани) с использованием новейших звуковых технологий в сочетании с изысканным оперным вокалом. Второй вариант воплощения замысла — клип на один из треков этого аудиодиска, снятый на студии им. А. Довженко (режиссер Евгений Тимохин). И, наконец, музыкальный спектакль «Le forze del destino» — «Силы судьбы», которому авторы проекта тоже дают четкую дефиницию: «сочетание современной хореографии, режиссуры и зрелищной сценографии с музыкальной частью».

Хочется отметить не только оригинальность, но и профессиональное качество работы. Это — рассчитанное на широкую публику популярное, но не лишенное элегантности и вкуса зрелище, несомненными достоинствами которого являются компактность (его продолжительность — один час), динамичность, зрелищность и комбинация элементов на любой зрительский вкус: хореографии, оперного вокала, актуальной аранжировки. Содержание спектакля трудно обозначить конкретно; наиболее точно его отражает само название. Этот коллаж из оперных арий «сцементирован», как лейтмотивом, темой из оперы Дж. Верди «Сила судьбы», которая то и дело звучит в различных модификациях.

Одноактный спектакль построен на основе оригинального либретто современного молдавского хореографа Раду Поклитару. Сценография — Андрея Злобина, а костюмы создала Анна Ипатьева. Эти художники сотрудничают с Поклитару не впервые и уже оформили несколько его спектаклей. Ныне они воплотили атмосферу старого театра — 30—40-х годов, где много мягких декораций.

Мастерское «освоение» действующими лицами сценического пространства и художественная игра разными предметами впечатляли публику. Новую трактовку классических оперных хитов осуществил 22-летний композитор Павел Шевчук. Со сцены к публике обращается Елена Гребенюк (сопрано), которая, несмотря на классическое образование, полученное в Киевской консерватории и аспирантуре, успешно справлялась с требованиями хореографа, который заставлял певицу ходить, бегать, падать, но при этом и петь.

Спектакль, построенный на чередующихся подряд оперных ариях и насыщенный действием, очень физически труден для вокалиста. К тому же у Елены Гребенюк нет дублера, поэтому на полуторамесячных репетициях по три часа ежедневно и на трех премьерных выступлениях подряд (которые требуют не просто виртуозного вокала, но и актерского мастерства, и физического напряжения) — в «живом» исполнении — солировала только она. Балет постановки здесь сродни античному хору, который направляет или комментирует действие.

В Киеве состоялись четыре кастинга, где были отобраны танцовщики самого разного возраста — от 17 лет, которые профессионально занимаются современным танцем и, по выражению Поклитару, никогда не выходили на сцену в колете Зигфрида, т. е. не академические танцовщики. Наверное, воплотить любой художественный замысел возможно только при командной работе, когда каждый вкладывает в дело талант, душу, профессионализм. И высокий уровень работы обеспечили люди, работавшие над проектом, — сочетание их молодости, дерзости и профессиональной состоятельности.

Все началось со встречи творческих людей, затем была создана музыка. Возникло это действо как эксперимент: для Павла Шевчука, который пишет разную музыку — джаз, фолк, рок, лидер группы «Зурбаган» и является звукорежиссером группы «Мумий тролль», этот опыт транскрипции шедевров мировой оперной классики был первым. Генеральный продюсер и меценат проекта Владимир Филиппов рассказывает:

— Хранители классической, академической традиции и представители современной музыки в ее разных проявлениях (джаз, рэп, хип-хоп и т.д.) существуют сами по себе. Мы захотели синтезировать современные веяния в искусстве с классическим репертуаром. Все разрозненные идеи собрал воедино своей энергетикой режиссер-постановщик и хореограф спектакля Раду Поклитару. Он называет себя диктатором, уверяя, что без режиссерского деспотизма невозможно добиться необходимых результатов. Имя Поклитару — своего рода бренд. Этот хореограф современного танца, получивший серьезное академическое образование и в прошлом — артист балета, — известен в самых разных странах своими новаторскими постановками; киевлян он взбудоражил поставленными в Национальной опере Украины «Картинками с выставки» Мусорского и «Весной священной» Стравинского. Раду Поклитару утверждает: то, чем он занимается, — не балет в чистом виде; ему близок свободный танец, который ничего не отрицает и объединяет разные стили.

Елена ЖУКОВА, специально для «Дня». Фото Александра КОСАРЕВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ