Летняя школа журналистики «Дня» предполагает не только насыщенную корреспондентскую жизнь, встречи с интересными людьми. Главный редактор газеты «День» и инициатор Школы Лариса Ившина включила в обязательный перечень мероприятий для слушателей посещение мест, которые на своей личной карте должен отметить каждый украинец. Среди них — Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара», который давно известен читателям «Дня» из многочисленных публикаций о нем.
Экскурсию для участников Школы журналистики начал сын Ивана Гончара, сегодня директор Музея своего отца Петр Гончар. Достаточно было только услышать, как вдохновенно Петр Иванович рассказывает о каждой экспозиции, чтобы понять: он не просто продолжает дело отца, он так же, как и его отец, живет своим делом. Однако Петр Гончар понимает, что сегодня общество мало знает об украинской народной культуре. Знает и то, что энергетика, сила и мудрость, содержащиеся в народном творчестве, сегодня, возможно, как никогда, нужны украинцам. И здесь самоотверженной работы музейщиков, очевидно, недостаточно. Наступает территория ответственности журналистов. Именно из-за уважения к профессии журналиста (по словам Петра Гончара, второй по значимости после музейного дела) он и прервал свой отпуск — чтобы будущие корреспонденты знали и понимали, какое огромное наследие за их плечами.
Больше о Музее Ивана Гончара — в отзывах участников Летней школы журналистики «Дня».
Евгения КРИКУН, студентка Национального университета «Острожская академия»:
— В доме-музее Ивана Гончара своя святая правда и горячее сердце народа. Это то место, где предмет становится точкой отсчета ценностной системы координат. Это не просто коллекция фотографий, картин, икон, нарядов, домашних принадлежностей украинцев, это не просто набор вещей, а упорядоченная система добра и любви, того, что народ бережет и передает в сказках и колыбельных. Это то, как собирается вместе вся украинская семья, как, входя в избу, благословляют хозяев, как здороваются со всеми в селе, как задумчиво слушают кобзаря, как Наталья вырывается из объятий Петра... Великие вещи находят выражение в простых вещах и стилях. Наивное искусство передает тепло и искренность, радость человеческой души, через которые раскрывается величие украинского духа.
Иван Гончар самостоятельно смог преодолеть пропасть между селом и городом, прошел войну и годы советских гонений на все украинское, пытаясь сохранить и восстановить родное, душу народа. Он сделал это настолько гениально, что никто не сможет приписать его вкладу в искусство маргинальный характер. Гончар, как художник, скульптор и собиратель народных сокровищ, принадлежит к когорте тех, кто открывает нам этот мир. Так бывает только когда Божий дар является идейно вдохновенным. Любовь Ивана к Родине одухотворяет его искусство и делает великим. Тогда мастер в состоянии выразить самые прекрасные вещи, увековечить идеалы. Молодой Тарас Шевченко Гончара — украинский Давид Микеланджело. Все-таки, действительно, настоящее искусство должно служить великой идее.
На протяжении всей жизни Иван хранил свой дом от угроз советской власти прийти и разрушить, сжечь сокровища украинского народа. Подобно этому, он защищал и наш большой дом от забвения. А Господь охранял Ивана...
Виктория ПРАСОЛ, студентка Открытого международного университета развития человека «Украина»:
— Интересно, что большинство людей любят поговорить о том, как плохо, что никто ничего не делает. А если кто-то и делает, то как плохо, что так мало людей что-то хорошее делает... И вот ярким примером становится Иван Гончар — человек, который собственными усилиями сделал очень большое дело: просто так, даром, отдал свое сердце и душу, и всю любовь нашей культуре. Сомневаюсь, что он сидел где-то и приговаривал: «Как же плохо жить». Так может, стоит уже покончить с разговорами «обо всех тех плохих», и посмотреть на себя, но ответить честно (хотя бы самому себе) — а что лично я сделал? Ведь даже наименьшее дело, сделанное совместными усилиями, может превратиться во что-то действительно величественное... И, возможно, настолько величественное, как музей И. Гончара — место для людей, которые действительно любят СВОЕ, то, что есть у каждого в крови, и что нельзя выбросить из сердца — свою Родину!
Елена АВДИЕНКО, студентка Запорожского национального университета:
— В музее Ивана Гончара чувствуется душа народа. На 1,5 часа мы, участники Летней школы журналистики, смогли совершить небольшой экскурс в прошлое, чтобы увидеть и услышать от экскурсоводов. Чем живет украинское село, какие картины создавали обычные люди, они рисовали то, что было привито еще с малых лет: мечты о спокойной, мирной жизни отображали мотивы, которые всегда воспевало народное творчество. А вышитая одежда, прекрасные рушники, от них веет трудом и любовью! Ознакомились и с работами самого Ивана Гончара, которые поражали своим богатством и талантом. Тяжело все перечислить. Но главное — эмоции, впечатления, которые остались. Когда вышли из музея — то на душе стало так легко, потому что чувствовалась хорошая энергетика, и хотелось взять в руки книги мэтров украинского слова, и еще раз перечитать знакомые поэмы, и еще раз убедиться, что украинцы — искренняя, приветливая нация, традиции которой нужно беречь и уважать.
Анна КОЗАЧЕНКО, студентка Национального университета «Острожская академия»:
— Визит в музей Ивана Гончара вызвал у меня много полярных чувств, навеял и позитивные, и грустные мысли. С одной стороны, кем бы ты ни был, где бы ни жил и что бы ни делал, украинская культура вызвала, вызывает и будет вызывать восторг своей колоритностью и мудростью. С другой стороны — начинаешь понимать, насколько мало признанных народом и правительством людей, которые жили, творили, дышали вечностью, которых интересовало возрождение всего украинского...
Горжусь... Несмотря на предвкушение будущих выходных и окончание пятничного рабочего дня, несмотря на усталость ног и микс в голове, в конце экскурсии могла с уверенностью сказать: я горжусь своей страной уже от того, что в ней есть такие люди, как Иван Гончар. Если бы каждый, повернувшись частью своего заскорузлого сердца, осуществил бы хотя бы десятую долю вклада Гончара — украинской культуре не было бы равных и с позиции уникальности, и с позиции популярности. Увидев толпу суетливых корреспондентов-практикантов Летней школы журналистики (которая возилась возле кассы в попытке найти студенческие билеты, чтобы подешевле купить билеты в музей), Петр Гончар, сын Ивана Гончара, любезно согласился познакомиться с ними, несмотря на то, что был в отпуске. Имея непосредственную возможность общаться с представителем «славного рода Гончаров», я не до конца осознавала: передо мной часть истории! Однако, читая о ней, и представить себе не могла, что увижу когда-то собственными глазами, услышу, к которой приобщусь, хотя бы в святости молчания.
Знаю..., что деятельность музея призвана сохранять, возрождать и содействовать развитию украинской культуры. В центрах такого типа — процветание и распространение самобытной украинской культуры, ее уникальных творений. Однако деятельностью такого типа должны заниматься не только культурные организации, а и каждый из нас. Тот, кому небезразлична судьба собственной культуры, тот, кого интересует не только свое «я», кто стремится жить в демократической независимой Украине, а не какой-то там Малороссии...
Увлекаюсь... Как сказал кто-то из великих, искусство — наверное, последнее пристанище свободы. Действительно, именно оно призвано облагораживать души, именно оно дарит человеку такой сладкий, но уже для потомков и последователей, венец бессмертия. Создавая собственными руками то, что будет жить еще долго после тебя, на мгновенье призадумываешься над тем, а достаточно ли совершенно выполнена робота, а, может быть, она нуждается в доработке... В конечном счете, на этой грешной земле, кроме искусства нет ничего абсолютно совершенного. И если уж об этом говорить, то только искусство стоит выше всех неправд и обид.
Кстати... истиной является и то, что человеку свойственно стремится к вечности. Тяготея к накоплению украинских ценностей, он мало-помалу сам становится непосредственным их носителем. Так случилось и с Иваном Макаровичем, в глазах которого уже тогда горел огонь надежды на перспективное будущее. Когда он шел по улице Гоголевской в сторону Крещатика, сдавать документы в художественную индустриальную школу, босоногим в полотняных штанах и вышитой сорочке, здоровался с каждым прохожим, а в ответ получал сконфужено-заинтересованные взгляды. Так-то мы воспитаны. Удивляюсь...
Надеюсь..., визиты в украинские центры народной культуры, типа музея Ивана Гончара, где сквозь глубину веков приветствует нас украинская история и культура, станут не столько систематической, сколько обязательной частью культурной программы для каждого сознательного украинца. Читать в книжках о всех достижениях украинцев — хорошо, но, как говорится, лучше один раз увидеть, нежели сто раз услышать.
Верю..., что когда-то всех нас, украинцев, объединит общая цель, которая впоследствии интегрируется в кредо: жить на благо родной страны, прославлять и превозносить ее во всем, быть достойным носить звание гражданина Украины.
Александр КАРПЮК, студент Запорожского национального университета:
— Кроме работ самого музея, привлекла внимание табличка с надписью: «Здесь все милует и очаровывает, все поет по-своему, поет своими красками, колоритом, формами. Вот это и есть радость человеческой души, которая всегда сопровождала человека помогала ему жить и работать, облегчала лихой час общественного и личного горя, учила верить и надеяться, утешала в погожие дни. Вот это и является жизнью народа». Это часть вступительного слова Ивана Гончара к осмотру музея в конце 60-х годов. Здесь я почувствовал радость от того, что я украинец. Поэтому я еще раз убедился в правдивости слов: «измени себя и тысячи вокруг тебя спасутся (изменятся)». Эта выставка и была примером того, как один человек, может дать радость сердцу хотя бы на двухчасовую экскурсию.
Дарина ПУГАЧ, студентка Запорожского национального университета:
— Фотографии высотой более чем два метра. И жернова как символ нетленного — времени. Иван Гончар собирал коллекцию всю свою сознательную жизнь; этим делом теперь занимается его сын. Коллекция очень большая и насчитывает самые разнообразные экспонаты: национальные костюмы, фотографии, картины, оружие, предметы быта, иконы. Коллекция очень близка к народу, потому что произведения, ее составляющие, вышли из рук народных мастеров и не были уничтожены сторонниками советского режима. Мне же лично по душе рушник, вышитый цветными нитками, где изображены два голубя, а под ними — подпись: «Сидять голуби по парі і воркують дуже», потому что голуби символизируют мир, а мир и согласие украинцы любят.
Анна ШКИЛЬНА, студентка Открытого международного университета развития человека «Україна»:
— Часто с друзьями посещаю музеи Киева, хотелось бы побывать во всех! В национальном центре народной культуры — музее Ивана Гончара уже во второй раз, но преимуществом нашего редакционного похода стала встреча с его сыном Петром. Познавательной стала экскурсия, которую провела Лидия Подакивская-Кальненко, заведующая отделом архива музея. С друзьями мы смотрели все сами и только догадывались о настоящей истории вещей по коротким подписям. А тут поняла, что со знатоком-рассказчиком — интереснее. В пяти залах музея собрана раритетная коллекция, особая, близкая сердцу. Каким же духовно богатым человеком был Иван Гончар, собиратель народного культурного наследия! Хотелось бы больше пропагандировать такие тематически-украинские музеи, потому что там дух поднимается, патриотичность крепчает. Богатая наша земля мастерскими руками и их творениями. Не знать, не видеть и не интересоваться этим — быть пустым и пустословным, если называть себя украинцем.
Анна ВАКУЛЕНКО, студентка Национального университета «Острожская академия»:
— Первой моей мыслью, когда я переступила порог Музея Ивана Гончара, было не то, что это прекрасная коллекция, и не о том, что здесь сосредоточено богатство собрания украинскости, и даже не о том, насколько ценны эти все вещи для осмысления прошлого и их сохранения для будущих поколений. Я подумала, что часто нет ничего важнее того, чтобы оказаться в нужное время в нужном месте и действовать, возможно, даже вопреки обстоятельствам. Если бы не колоссальный труд Ивана Гончара по сбору народных изделий, такое трепетное отношение к своей коллекции, плюс его личный вклад как художника и скульптора, мы сейчас просто не имели бы еще одного шанса убедиться в том, насколько мы уникальная и неповторимая нация. И в то же время понимать, что это все нуждается в уважительном отношении со стороны граждан, чувствовать гордость за свою страну, потому что кто будет гордиться этим неоценимым наследием, если не мы сами???
Да, каждый из экспонатов музея стоит внимания, однако мне больше всего запомнились картины, на которых изображена Наталка Полтавка и ее любимый Петро. Самое главное — что художники очень точно передали эмоции в отношениях, и видно ту непорочную мораль, которую прививали подрастающему поколению еще с «младых ногтей». Стало как-то не по себе из-за того, что эти такие важные семейные и межличностные уроки мало культивируются в современном обществе, еще с годами растрачиваются, поэтому и имеем деградацию на всех уровнях, забывая о том, что все начинается с семьи и воспитания в семье — источнике здоровой благополучной нации.
Моя мечта — да, пускай это звучит как начало школьного произведения, и все-таки: моя мечта — чтобы каждый украинец чувствовал то же, что чувствую я, когда оказываюсь в таком средоточии украинской культуры, как Музей Ивана Гончара. Среди предметов украинского быта, экземпляров национальной одежды, православных икон, вышитых рушников, меня охватывает ощущение чего-то своего, бесконечно родного. С новой силой просыпается любовь к красочной культуре моего народа, восхищение многовековыми традициями, гордость за славное казацкое прошлое. Чувствую себя действительно как дома, как в белой хате с вишневым садом у нее. Но наряду со всеми этими сладостными чувствами непременно идет и печаль о том, что эту мою белую хату — мою Украину — разбирают по кусочкам, разворовывают, расхватывают все, что плохо и хорошо лежит. А моя семья, живущая со мной в этой белой хате — мой народ, — не делает ничего, чтобы спасти хотя бы остатки родного дома. И тогда во мне поднимается жгучее желание остановить расхитителей, отстроить хату и снова вернуть веселье и радость в нее.
Вот я и мечтаю, чтобы каждый украинец, посещая такие места, как Музей Ивана Гончара, ощущал эту безграничную любовь к собственной культуре и стране, осознавал то положение, в котором оказалась Украина сегодня, и самое главное — почувствовал непреодолимое желание отстроить стены, выбелить хату и восстановить нашу большую, веселую, дружную семью — украинский народ!
Людмила ЖУКОВИЧ, студентка Национального университета «Острожская академия»:
— Спускаясь по лестнице в помещение музея, я разглядывала стены и таблички с надписями, готовящие зрителя к тому, что их ожидает в выставочных залах. Прежде всего, поразили почти семейные отношения работников музея, несомненных фанатов своего дела. Какое вдохновение светилось в глазах экскурсовода, когда она начала рассказывать биографию Ивана Макаровича! Трудно не откликнуться заинтересованным взглядом на такую эмоциональность.
В первом зале было много фотографий. С них смотрели круглолицые панянки и мужественные мужчины — люди другого века, столь отличные от нас, улыбчивых и позитивных. Невероятно поразил контраст между «тогда» и «сейчас», когда я подошла к зеркалу, висевшему в рамке на стене с многими другими рамками, в которых были фотокарточки. По замыслу распорядителей музея, это такой способ почувствовать себя частицей истории, которую описывают эти снимки. Я смотрела на них и на себя — сколько в нас разного, но однозначно есть то единственное, что нас объединяет, — Украина, ее невероятная история и культура. Я чувствовала себя частью чего-то большого, как никогда в жизни, до мурашек по телу, я чувствовала себя украинкой, и гордости не было предела.
Мои эмоции сложно передать словами. Такое впечатление, словно это был иной мир, ни в одном из музеев я не ощущала такую энергетику, такой покой, такое вдохновение. Созерцая шедевры наивной живописи, я смотрела на мир из своего детства, тем мировосприятием чувствовала краски, сюжеты, людей.
Какое счастье, что был Иван Гончар. Что был он небезразличен ко мне сегодня. И к тем, кто будет иметь или уже имел счастливую возможность дотронуться к этим бесценным реликвиям.