Можно представить, как обрадовались художники, когда директор галереи «Дім Миколи» О. Бебко предложила устроить необычную выставку «Двенадцать… стульев». Тут предоставляется возможность разнообразных метаморфоз, главная направленность которых — вырвать предмет из надоевших объятий обыденности и превратить в объект искусства.
Прекрасные карнавал-шоу из яркой нефункциональности преображенных предметов мебели не раз устраивались за рубежом: в Польше, Чехии, Германии и других странах. Не первый раз подобная выставка происходит и у нас, однако, свежесть новизны тут заключается в том, что именно пришло в голову украинским художникам к 1 апреля 2003 года.
В День юмора, и день открытия выставки (рассчитанной на десять дней), художники пожелали вызвать дух И.Ильфа и Е.Петрова, которые, судя по всему, откликнулись на приглашение, зарядив атмосферу галереи (своих как- никак земляков) частичками гениальной творческой энергии. Благодаря этому количество стульев сильно перевалило за двенадцать, а их разнообразие классикам и не снилось.
На некоторых стульях садиться не то чтобы запрещено, а просто невозможно. В центре маленькой скамеечки (называемой «ослинчиком») скульптор И. Семесюк «вырастил» разноцветное дерево, которым хочется только любоваться, а отнюдь не помять, садясь сверху. Посередине темного стула Т. Демьяненко таинственно светится элегантная рука с золотым яйцом. Тему «очеловечивания» мебели продолжает инсталляция М. Титовой и К. Синицкого, где опорой служат гипсовые руки и ноги в натуральную величину. С барочной пышностью, включающей разнообразные ткани и украшения, оформлены стулья Е. Канаровской.
Настоящий «Heavy metal» (с трудом доставленные металлические кресла) стал воплощением последних творческих поисков Ю. Лазаревской.
Вообще, работа со стульями, желание «растормошить» их банальность, дали художникам возможность «оторваться по полной программе». Многим захотелось попробовать себя в необычном качестве. Серьезным — проявить чувство юмора, как на улыбающемся во весь рот (и глаз) стуле Т. Андрущенко. Живописцам — побыть графиками, как на черно-белом стуле С. Гордиец, в разноцветно-линейных творениях Н. Рубановой, Н. Пикуш, Л. Тесленко-Пономаренко, Л. Ягодкиной и др.
Некоторые увлеклись использованием природных материалов (коряг, растений и пр.) Одних захватывает старина, других — современность. Возраст и мастерство авторов также варьируют в большом диапазоне.
Роспись известных художников — это их автографы, по которым узнается неповторимость стиля. Музейную добротность излучает изысканный стул И. Кириченко, сиденье которого покрыто левкасом и тонко прописано на излюбленную художником тему «он и она».
Свой размашистый художественный почерк и новое увлечение золотистой гаммой оставила на стуле А. Прахова. Трехстворчатую раскладную спинку стула Н. Кадан использовал для создания автопортрета.
Ну, а как же мысль о кладе, навязчиво преследовавшая героев «Двенадцати стульев»? Отношение к нему — пробный камень для души художника, и не только. Инсталляцию из денежных купюр прошлого времени организатор выставки выделила отдельно, чтобы было о чем поразмыслить. Когда на самом деле происходит обесценивание денег, стоит ли их искать где-то в глубине или предпочесть ценности, находящиеся на поверхности (которые некоторые называют живописной)?