О нем написаны десятки книг и сотни статей, его имя принадлежит всему миру. В его яркой, большой и сложной жизни вместился чуть не весь мир: США, Япония, Франция, Германия, Куба, Италия ставили его оперы и балеты. Слушали его концерты. Однако Украина в жизни великого композитора занимает особое место — здесь он родился и именно здесь началось становление его как композитора.
С.С.Прокофьев родился в 1891 году в поместье Сонцовка Екатеринославской губернии в семье агронома, управлявшего этим поместьем. У мальчика, росшего под звуки сонат Бетховена и вальсов Шопена, исполняемых его матерью, рано пробудился интерес к музыке. Мать умело и осторожно направляла этот интерес, и вскоре Сережа сам начал писать небольшие фортепианные пьески, а в 9 лет написал оперу, которую поставил вместе с братьями и сестрами под руководством и при участии взрослых.
«В Сонцовке у меня была целая вереница собственных интересов, — вспоминал Прокофьев в «Автобиографии», — ребятишки, сад, цветы, шахматы, собаки и театральные представления». Обычно в детских «операх» играли дети семьи Раевских, правнуков знаменитого генерала Раевського, которые жили в Петербурге, а лето проводили в Сонцовке. Большим другом Сережи стал местный ветеринар В.М.Моролев, пианист-любитель и чуткий ценитель первых произведений маленького композитора, а также заядлый его партнер в шахматной игре. Дружбу с ним Прокофьев сохранил на всю жизнь. Убедившись в незаурядных способностях сына, мать повезла его в Москву, где мальчика прослушал выдающийся музыкант С.Танеев. Сразу оценив яркий талант юного музыканта, Танеев посоветовал начать серьезное обучение основам гармонии и композиции, порекомендовав в учителя также уроженца Украины, киевлянина Рейнгольда Морицовича Глиэра.
Итак, в начале лета 1902 года в Сонцовке появился 28-летний Глиэр, только два года назад закончивший Московскую консерваторию. «С первых же дней пребывания в Сонцовке я почувствовал твердый и очень разумный распорядок жизни в доме Прокофьевых, — вспоминал он. — Вставали рано... С 10 до 11 Сережа занимался со мной. Затем уроки с отцом, занятия с матерью... Вечерами до нас доносились гармоничные звуки красивых украинских песен... Эти ранние детские впечатления должны были глубоко запасть в душу чуткого ко всему прекрасному мальчика. Несомненно, они способствовали его художественному развитию, становлению его творческого сознания... Эти детские музыкальные впечатления дали будущему композитору то глубокое и тонкое ощущение народного музыкального языка, которое так полно и ярко проявляется во многих его произведениях на всем протяжении творческого пути. Уже тогда в его фортепианных «песенках» нередко слышались народно-песенные обороты. Я придавал этому большое значение и стремился направить его внимание к народной песне». А на следующее лето маленький композитор написал с помощью Глиэра свою первую симфонию, ставшую началом его долгого и сложного пути в музыке.
«Я понял, что не хочу писать так, как пишут все. Я не мог смириться с мыслью, что сочиняю музыку подобно многим. Я убедил себя, что не должен подделываться под кого-то, а обязан найти свой собственный путь», — таким было кредо начинающего музыканта. Его первые пьесы были наполнены яркими, свежими ритмами, молодым задором, необычайной силой творческой фантазии. Свои первые маленькие пьесы автор называл «мои собачки» за их «колючесть» и «кусачесть».
Осенью 1904 года в коридорах Петербургской консерватории появился в сопровождении мамы рыженький «мальчик с Украины» с двумя пухлыми папками собственных сочинений. Успешно выдержав экзамены перед приемной комиссией в составе А. Глазунова, Н.Римского-Корскова, А. Лядова и многих других музыкантов, 13-летний композитор стал заниматься по классу композиции у Римского-Корсакова (инструментовка) и Лядова (гармония и контрапункт), а также по классу фортепиано. Нелегко далось родителям решение жить на два дома. Теперь мать снимала в Петербурге комнаты, и там Сережа занимался всю зиму, а на лето ехали в Сонцовку, где в одиночестве жил отец. Зато в Сонцовку чуть не каждый день летели письма и телеграммы, в которых мать и сын сообщали о каждом своем шаге; особенно подробные письма пи сал Сережа.
Прокофьев с блеском закончил консерваторию, получив первую премию имени А.Рубинштейна. Директор консерватории А.Глазунов сказал о нем: «Самобытный виртуоз нового типа со своеобразной техникой». Каждое новое выступление молодого композитора и пианиста становилось событием музыкальной жизни. «Говоров и толку — масса! — вспоминал ученый-музыковед В.Асафьев. — Но все чувствуют, что идет сила и талант!»
Обеспокоенный разговорами о том, что оперная форма отмирает, молодой композитор в 1917 году пишет оперу «Игрок» по Достоевскому, о которой В.Мейерхольд отозвался так: «Это построение нового вида оперного искусства. Он исключил всякие арии, у него нет бесконечных мелодий... он заставил действующих лиц все время плавать в изумительных речитативах, что совершенно исключает всякое сходство с оперой до сих пор». Сам же композитор утверждал, что «при понимании сцены, при гибкости, свободе и выразительности декламации опера должна быть самым ярким и могущественным из сценических искусств». Тогда же он пишет «Классическую симфонию», где ярко выражает свой стиль — обилие искрометных и стремительных тем, причудливые мелодические повороты, легко порхающие ритмы.
В 1918 году молодой музыкант был командирован Наркомпросом за рубеж. Получив признание в зарубежном музыкальном мире, Прокофьев активно пропагандирует свои музыкальные произведения, а также Мясковского и Асафьева, ставит оперы, выступает как пианист и дирижер. Чикаго, Париж, Берлин, Канада, Бельгия, Испания, Италия — места его многочисленных концертов. Газеты называют его «Пианист-титан», «Стальные пальцы», «Паганини фортепиано». Его музыка поражает острыми неожиданными акцентами, скачущими ритмами, резкими переходами от фанфар к лиризму. В 1933 году композитор возвращается на родину и создает самые значительные произведения.
В 1948 году своим грозным постановлением Коммунистическая партия заклеймила Мясковского, Прокофьева и Хачатуряна, обвинив их в «антинародном формализме, нежелании писать музыку для народа». Это были тяжелые дни для композитора. Но он продолжал работать. Его творчество охватило все жанры музыкального искусства. За 45 лет работы он написал 8 опер, среди которых блестящая комедия «Любовь к трем апельсинам», грандиозная эпопея «Война и мир», изящная «Дуэнья», тревожно- мистическая опера «Огненный ангел», колоритная опера из украинского быта «Семен Котко». Величайшим мастером балетной музыки создано семь балетов, среди них гротескная «Сказка о Шуте», написанный в стиле острых индустриальных ритмов «Стальной скок», возвышенная лирико- романтическая «Золушка», былинно-раздольный «Сказ о каменном цветке». Композитор создал 7 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром, 9 сонат, кантаты, ораторию и многое другое. Его симфоническая сказка «Петя и волк», написанная на собственный сюжет, по сей день пользуется успехом как у нас, так и за рубежом. Не потому ли, когда недавно была произведена запись этой сюиты оркестром под управлением Кейта Нагано, авторский текст озвучивали... Софи Лорен и Билл Клинтон. Оперы и балеты Прокофьева не сходят со сцены Киевского национального театра оперы и балета, московского Большого театра, «Гранд Опера» в Париже, в Лондоне, Праге...
А что же Сонцовка? «С годами мои отношения с Сонцовкой расходились в разные стороны... хотя, надо сказать, в сонцовском лете было много чудесного», — сожалел композитор, а еще позже с горечью заметил, что от Сонцовки даже названия не осталось (теперь это село Красное). «А все же хорошо было в Сонцовке!» — вспоминал через сорок лет Глиэр...
Умер С.С.Прокофьев 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Поэтому в газетах и радио не нашлось места для сообщения о кончине великого композитора. А музыка его жива и продолжает украшать человеческую жизнь и воспевать ее, как он того и хотел.