Выстреливший, словно яркая серпантиновая лента, I Одесский международный кинофестиваль завивал свои веселые круги по вязкому асфальту центральных улиц города, с удовольствием «прячась» в кондиционированных кинозалах. Здесь на участников, зрителей и жюри обрушивался водопад разножанрового кино, которое, по мнению отборщиков, связывала единая идея — юмор во всех его проявлениях. Широкий спектр трактовки этой идеи позволил включить в конкурсную и многочисленные внеконкурсные программы все новое и интересное — от драм до черных комедий.
В разных манерах режиссеры со всех концов света решали посредством экранного разговора со зрителем проблемы, волнующие каждого. Криминальный вариант решения долговых проблем — в «Кондитере» Аннемари Ван де Монд (Нидерланды), принес премию за лучшую роль его герою. Очень милый и человечный «Октябрь» Даниеля Вега из Перу — яркий пример качественного малобюджетного кино — получил спецприз жюри. Аналогичный приз получил очень тактичный фильм американца Дэвида Ли Миллера «Мое самоубийство», посвященный вечным проблемам подросткового возраста. Черная комедия от автора знаменитых «Ва-Банков» и «Сколько весит троянский конь» поляка Юлиуша Махульского «Колыбельная» стала лучшей режиссерской работой. Картина сделана мастерски и, на мой взгляд, это лучшая лента конкурса.
Что же касается гран-при, которое жюри отдало российской ленте режиссера Андрея Кавуна, в творческом архиве которого и популярный сериал «Курсанты», и захватывающая «Охота на пиранью», и «Кандагар», — «Детям до 16...», не оспаривая высокого решения, готова привести собственные контраргументы. Вечная тема первых проб — любви и предательства, поступков и ошибок — не нова. Ни в жизни, ни в кинематографе. Из российских лент только последнего десятилетия достаточно вспомнить очень непохожие друг на друга работы Сергея Соловьева «Нежный возраст» и Дениса Евстигнеева «Давай займемся любовью». Здесь же вполне традиционный, но невнятный сюжет еще и подается в набившей оскомину клиповой манере, не без красивостей, конечно. Ведь оператором этой ленты был наш земляк, уже утвердивший себя высоким профессионалом, — Сергей Михальчук.
Фестиваль прошел на высоком уровне, команда его работала четко, слаженно и окружила гостей, участников и журналистов заботой и вниманием. Сайт обновлялся ежедневно, информация была доступна, коннект гостей и журналистов выполнялся неукоснительно, согласно предварительным договоренностям. Тем более, мне кажется, стоит провести «работу над ошибками», т.к. команда во главе с ее президентом Викторией Тигипко и генеральным директором Денисом Ивановым настроена на долговременный проект. Готов к сотрудничеству с фестивалем и его генеральный спонсор — торговая марка «Шустов».
Летняя школа, палаточный город которой наполнила многочисленная киномолодежь, дала возможность ее «учащимся» посмотреть в полном объеме хорошее кино, отдыхая и радуясь жизни. Многочисленные мастер-классы мэтров, объявленные заранее, тоже состоялись, даже превысив заявленное ранее количество. Хотя они больше походили на пресс-конференции, где журналисты брали инициативу в свои руки, задавая вопросы и лишая тем самым главных слушателей киношколы возможности приобрести знания, которые им, в первую очередь, предназначались.
В рамках фестиваля состоялся круглый стол, темой которого была судьба Одесской киностудии. Он заинтересовал несколькими аспектами. Во-первых, его вел Сергей Члиянц, успешный российский продюсер, знающий положение дел на этой студии не понаслышке. Здесь снимался продюсируемый им «Настройщик» Киры Муратовой. Модератором выступил специально приехавший на этот фестиваль циничный и умный Александр Гордон. Была возможность высказать свои опасения перед широкой международной аудиторией и у уставших от бесполезных баталий одесситов. Серьезно отнеслось к проблеме и руководство города и области, делегировавшее своих представителей, подготовленных к разговору на эту тему. Но, главное, недавно назначенный руководитель киноотрасли Украины Екатерина Копылова твердо заявила, что сейчас вплотную занимается возвращением контрольного пакета акций этой студии под эгиду Минкульта. Был также поднят вопрос о фильмотеке студии, которая таинственным образом оказалась в частных руках г-жи Ольги Неверко. А ведь, по словам Члиянца, только возможность распоряжаться ею могла бы решить первостепенные финансовые проблемы.
Огромный зрительский интерес к показу на Потемкинской лестнице еще раз акцентировал внимание на том, что при проведении фестиваля в приморском городе необходима современная Летняя площадки, которая, уверена, никогда бы не пустовала.
Фестиваль завершился в Оперном театре. На закрытии были объявлены даты II Одесского кинофорума. Пусть он не станет однодневкой, ведь его уже успели полюбить даже недоверчивые одесситы.