Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фильмы делятся на хорошие и американские,

убежден профессиональный киноман Алексей ПЕРШКО
10 апреля, 2002 - 00:00


За последнее время в столице появилось достаточное количество пристойных кинотеатров, где посмотреть новинки мирового и европейского кино — не проблема. Отечественные прокатчики стараются быть в контексте всех мировых новостей, поэтому киевские премьеры проходят с опозданием лишь в неделю-две. В этой отрадной ситуации остается лишь сетовать, что не всегда то, что идёт в кинотеатрах, соответствует нашим личным интересам и желаниям. Мы полностью зависим от прокатчиков. А те в свою очередь — от конъюнктуры. Она же практически исключает появление на наших экранах авторского или так называемого арт-хаусного кино, которое из-за своей многослойности и неоднозначности (а ещё больше — из-за отсутствия большого бюджета, и, как следствие, — голливудских визуальных «излишеств»), не пользуется расположением прокатчиков, ибо больших денег на их показе не заработаешь. По большому счёту, арт-хаус остаётся продукцией для профессионалов и одержимых киноманов, которые вынуждены по крохам собирать интересующий их материал и удовлетворять свои эстетические изыски в основном в Доме кинематографистов с его Неделями кино разных стран. Впрочем, у зрителя, интересующегося серьёзным кино, вскоре может появиться настоящая и долгосрочная альтернатива. Наша газета вводит новую рубрику «МОЁ КИНО», а её первый гость — Алексей Першко, человек, готовый «не словом, а делом» доказывать, что заниматься становлением андеграундного кино на Украине можно и нужно.

Алексей по образованию филолог. После института попал в Объединение молодых кинематографистов Украины и участвовал в организации небезызвестного фестиваля «Молодость», где благополучно проработал до 98-го года, параллельно закончив аспирантуру на кафедре киноведения в Театральном институте. В течение последних трёх лет работал в «Кинопалаце», а в этом году решил организовать свой собственный проект.

Московская компания «Cosmopole F.D», которая в результате раскола перешла из проекта «35 мм» на вольные хлеба, с 4 апреля запустила свой проект — «Кино без границ». Название это не ново. Любители арт-хаусного кино, наверное, помнят серию видеокассет под аналогичным названием. Москвичи решили ленты только субтитрировать, каждую неделю устраивать премьеру. Именно через «Cosmopole F.D.» А. Першко планирует приобретать новинки авторского кино и показывать их на Украине. У россиян покупать такое кино дешевле, чем у мировых дистрибьютеров. Ведь помимо стоимости самих прав, которые надо оплачивать, существует ещё такой длительный, финансово-емкий аспект, как доведение приобретённой копии до прокатного качества. Будь то субтитрирование или полный актёрский дубляж. Это стоит дорого, а на нашем рынке арт- хаусное кино не настолько ёмкое, чтобы позволить себе покупать его напрямую и не терпеть при этом убытков. Алексею Першко остаётся надеяться на хороший художественный вкус наших соседей, ведь он будет выбирать для Украины те кинопроизведения, которые приобретают они. Премьера киевского проекта планируется на середину мая. Возможно, на 15-ое число, чтобы с юмором приурочить его к открытию Каннского фестиваля. В каком кинотеатре «поселится» андерграундное кино в столице, Алексей пока не говорит, но скорее всего в одном из центральных. Цены будут умеренными, но бесплатных просмотров не будет. Это принципиальная позиция авторов проекта. И дело тут не столько в экономической выгоде, сколько в том, что таким образом «отсеется» тот контингент, для которого важен не фильм, а его посещение «на дармовщинку». А такие люди, как правило, мало заботятся об элементарном уважении к остальным зрителям.

В рамках «МОЕГО КИНО» «День» задал исполнительному директору нового украинского проекта Алексею Першко ряд вопросов, которые со временем станут традиционными для всех гостей рубрики.

— Где вы предпочитаете смотреть кино?

— Когда я работал в «Кинопалаце», меня, как зрителя и любителя кино, что называется, с младых ногтей, возмущало — почему билеты стоят так дорого? Я говорил об этом и с коллегами, и с вышестоящими «товарищами». Они удивлялись и говорили, что по-другому будет нерентабельно, а кроме того в кинотеатре комфортабельные кресла, поп-корн можно купить и т. д. Мне, как зрителю важна качественная проекция. А кресла… Меня устроит любое, лишь бы я не падал с него во время просмотра. Главное — получить тот продукт, за которым ты пришёл в кино, а есть ли там поп- корн, меня мало волнует. Конечно, я предпочитаю смотреть фильмы на больших экранах, ведь видео — это всё-таки суррогат, хотя без него тоже не обойтись.

— А вы можете вспомнить ваши самые яркие детские впечатления от кино?

— Первое, что приходит в голову, — это японская «Легенда о динозавре», которое по тем временам было достаточно технологичным. «Дикая охота короля Стаха» произвела очень мощное впечатление. Благодаря, наверное, антуражу. Я его смотрел в колхозном клубе классе в восьмом. Американский фильм «Три дня Кондора», с грандиозной игрой Макса фон Зудова в роли наёмного убийцы. А вообще, это достаточно сложный вопрос. Я уже сбился со счёта, сколько фильмов посмотрел в своей жизни.

— Что вас привлекает в современном кино, а что раздражает?

— Современное кино — довольно широкое понятие. Некоторое время назад я понял, что любой фильм, за редким исключением, вызывает у меня если не раздражение, то по крайней мере, нежелание его смотреть. Посмотрел недавно «11 друзей Оушена» и испытал страшное разочарование от этой банальщины Содерберга, который начинал с «Секса, лжи и видео». Поэтому я ухожу в то, что принято называть арт-хаусным кино, хотя мне этот термин решительно не нравится. Последнее время увлекаюсь японскими и корейскими работами, ну и европейским кино. Условно говоря, фильмы я бы разделил на хорошие и американские.

— Какие фильмы последнего времени вам запомнились?

— Из открытий относительно недавнего времени я бы выделил «Фейерверк» Такеши Китано и вообще его как режиссёра. Благодаря компании «Cosmopole F.D», мне удалось познакомиться со всеми работами японца. Из них я бы ещё выделил «Сантино». Вообще азиатское кино нравится. Может из- за слишком отличной от нас ментальности их кино «цепляет». Складывается впечатление, что что-то новое и интересное перемещается даже скорее в Азию, чем в Европу. Хотя, конечно, и европейская школа сильна. Нравится Франсуа Озон, с которым мне удалось познакомиться ещё много лет назад. Он состоялся не только как отличный режиссёр, но и как человек, способный совмещать арт-хаус и коммерцию. Его последняя лента «8 женщин» за первые две недели проката собрала во Франции 3,5 млн. зрителей.

— Кино — это массовое развлечение или искусство?

— Хороший вопрос. Я убеждён, что кино — это всё-таки развлечение, которое делается исключительно как массовое зрелище для зрителя. К сожалению, эти же зрители его часто и портят. Причём как в недорогих клубах, так и в самых престижных кинотеатрах Украины, где каждый второй ест поп-корн или хрустит конфетой, и ещё при этом не считает нужным выключить свой мобильный телефон.

Юрий ЗЕЛИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ