Для восстановления жемчужны американского сакрального зодчества — церкви Святой Троицы, был приглашен известный художник Юрий Скорупский, награжденный в Украине званием «Мастер золотые руки».
Православная церковь Святой Троицы, расположенная в городе Чикаго (штат Иллинойс), считается памятником архитектуры ХIХ столетия. Льюис Салливэн, архитектор, которому было поручено работать над проектом церкви для русских эмигрантов, был одним из самых известных и востребованных в Америке специалистов. Над интерьером церкви работали мастера начала ХХ века. Они выполнили роспись стен — фрески, витражи, а также образа в стиле древнерусской школы иконописи. Однако, за целое столетие своего существования экстерьер и интерьер нуждались в реставрационных работах.
В 2003 году церковь Святой Троицы готовилась отмечать свое 100-летие. При поиске мастера, способного взять на себя такую задачу, настоятель, преподобный отец Сергий Гарклавс, руководствовался высокой профессиональной художественной подготовкой исполнителя и степенью его осведомленности в области сакрального искусства — знания древнерусских традиций, установленных церковью канонов и старинной техники иконописи, традиций орнамента и резьбы по дереву. Решающее значение также имели и религиозность художника, знание истории Ветхого и Нового заветов, деяний Христа и апостолов.
Всем этим требованиям в полной мере соответствовал украинский художник Юрий Скорупский, закончивший у себя на родине три художественных ВУЗа. Он является почетным членом Национального союза художников, директором Равва-Русского музея и организатором многочисленных художественных выставок. Судьбе было угодно, чтобы после создания в Украине Товарищества художников Юрий реализовал свои творческие способности в Америке, куда он переехал в начале 90-х годов. О его способностях писали респектабельные журналы «Southwest Art» и «American Art Review». Синтез талантов в прикладном и станковом творчестве помогли ему быстро найти и заказчиков, и поклонников. Как писал американский критик искусства Семен Грин, дар этого художника в его редком поэтическом умении «воспеть красоту так, чтобы душа плакала…»
В арт-среде США официально признали мастерство Юрия Скорупского: его имя внесено в американский энциклопедический справочник выдающихся профессионалов, а также в национальный справочник «Who is Who». Кроме того, он избран в престижную Художественную коалицию города Чикаго, и является почетным членом американского Союза художников-живописцев. Украина, которая дала ему силы для творчества, по-прежнему остается той землей, которая генетически питает его талант. Важно и то, что деловая связь с отечеством подтверждается годами активного сотрудничества: планируются выставки и издание книги о его творчестве, картины Юрия хранятся в коллекции Равва-Русcкого музея, Львовского художественного музея и многочисленных частных собраниях. Характерно, что за все эти годы мастер собрал свою собственную коллекцию картин, которая насчитывает сейчас около пятисот экземпляров: среди них есть и современные художники, и классики украинского искусства конца девятнадцатого века.
После заказа от церковных властей церкви Святой Троицы, для художника началась напряженная работа по обновлению росписей (фресок в киотах), и воссозданию некоторых предметов церковной утвари, в том числе — икон и деревянных резных предметов, необходимых при проведении служб. Работая над иконами, Юрий Скорупский не только внимательно изучил произведения своих предшественников, украшающие интерьер церкви уже сотню лет, но также подробно углубился в историю русской школы иконописи. По заказу церкви он выполнил две иконы на известные библейские сюжеты («Христос в Гефсиманском саду» и «Воскрешение дочерей Иоира»), в технике смешанной масляной и акриловой живописи на досках из липового дерева. Сегодня эти две иконы, освященные святой водой, находятся в той части церкви, которая открыта только для священнослужителей.
Помимо иконописи, мастер работал и над фресками киотов с изображением святых и растительным орнаментом в традиционных голубых, зеленых и красных цветах в междуарочном проеме. Главным центром композиции, связывающей воедино пространство между киотами с изображениями святых, патриархов и мучеников, послужили изображения христианских символов — Чаши со святой водой, Скрижалей с заповедями Божьими, и Святого духа в ипостаси белого голубя.
Специалист в технике резьбы по дереву, получивший за свои профессиональные навыки золотую медаль и звание «Мастер золотые руки», Юрий Скорупский также изготовил для церковного интерьера большой резной деревянный жертвенник. Он сделан из цельных досок липового дерева, а затем покрыт позолотой и лаком. В основе орнамента резьбы — христианские символы: кресты и ромбы, окантованные декоративным растительным орнаментом. Ромб — перевернутый квадрат с четырьмя углами, издревле является сакральной моделью мира, он символизирует единство стихий огня, воды, земли и воздуха, а также четыре стороны света. Крест, заключенный в этот ромб — символ мук Христовых и победы духовного начала в материальном мире. По углам резной композиции жертвенника изображены элементы растительного орнамента, аналогичные знаку универсального миропорядка — Мировому Дереву, возникшему еще в дохристианскую эпоху.
Благодаря кропотливому труду Юрия Скорупского, блестяще выполнившего свою задачу обновления росписей, икон и внутреннего храмового убранства, церковь Святой Троицы встретила свой юбилей во всем великолепии.