Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Галактика Коперника

19 февраля, 2003 - 00:00

530 лет назад, 19 февраля 1473 года, в польском городе Торунь, в семье богатого и уважаемого купца, торговца медью Николая Коперника родился сын, тоже Николай. В эту эпоху небывалых революционных перемен в сознании народов Европы, когда во многом закладывались фундаменты будущей научной, рационалистической картины мира, происходил своего рода информационно-духовный «Большой Взрыв», все величие и масштабы которого нам уже трудно, по-видимому, оценить. И — как и после того, первого и несравненного Большого Взрыва, породившего нашу Вселенную — образовались новые галактики (на этот раз мировоззренческие). Среди них галактика Коперника — едва ли не самая яркая.

Судьба этого человека, на первый взгляд, сложилась счастливо. Хоть Николай потерял отца, когда мальчику было всего 10 лет (Коперник-старший не пережил эпидемии чумы), заботу об образовании и дальнейшей судьбе будущего великого ученого взял на себя родной дядя, Лукаш Ваченроде. Именно благодаря ему Коперник получает возможность учиться в лучшем на то время в Польше Краковском университете (1491 — 1495), а потом продолжить обучение в Италии — в Болонье, Риме, Падуе, Ферраре. Вернувшись на родину, молодой ученый становится советником своего дяди (в то время Лукаш Ваченроде уже стал епископом Вармии, исторической области на прибалтийском побережье Польши), поселяется в маленьком городке Фромборк, где и живет практически до конца жизни. После смерти епископа Лукаша (1512 г.) Коперник выполняет почетные и неплохо оплачиваемые обязанности каноника, а некоторое время — и канцлера Вармийского капитула; его кандидатура даже дважды выдвигалась на должность епископа Вармии.

И все-таки эта «успешность судьбы» гения, 40 лет прожившего на берегу холодной Балтики, в значительной степени иллюзорна. И не только потому, что Копернику приходилось заниматься, кроме всего прочего, и рискованными военными делами (например, в 1520 году он руководил обороной города Ольштын от войск орденской Пруссии, обнаружив при этом незаурядное дарование военачальника). Своей славой ученого, дипломата, администратора, экономиста (да, и экономиста; будучи человеком универсальным, как достойный сын Возрождения, Коперник еще и писал трактаты о природе денег, о «хороших» и «плохих» деньгах) гениальный поляк обязан исключительно себе. Собственному таланту, труду, творческой смелости.

Конечно, для нас он в первую очередь — автор новой, гелиоцентрической модели мира. Вдумаемся: создание новой системы мира; ведь на это способен далеко не каждый, даже гений... Когда-то Шопенгауэр блестяще заметил: «Если талант поражает цель, в которую очень трудно попасть, то гений поражает цель, которую не видит никто». Кажется, сказано именно о Копернике. Произошло что-то невероятное: навсегда установившаяся система миропорядка, поддерживаемая авторитетом Святого Письма, пошатнулась... И первым толчком был выход прославленной книги Коперника «О вращении небесных сфер» (1543 г., автору принесли «сигнальный экземпляр» за два дня до смерти...). Кратко основной свой вывод ученый сформулировал так: «Все движения, которые мы замечаем у Солнца, не присущи ему, но принадлежат Земле и нашей сфере, вместе с которой мы вращаемся вокруг Солнца, как и каждая иная планета». Впереди была грандиозная революция сознания...

Истинный дипломат, Коперник посвятил свой главный труд папе римскому Павлу III. По-видимому, предвидел, что вскоре церковь опомнится и увидит, какую опасность представляет новое учение. Впереди было сожжение Бруно, отречение Галилея... А Николай Коперник, умерший в собственной кровати 24 мая 1543 года, навсегда останется национальной гордостью братского польского народа и звездой в Пантеоне человечества.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ