Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Галерея национальной гордости»

В аэропорту «Борисполь» открыли уникальную выставку — работ известной украинской художницы Марии Примаченко
18 ноября, 2015 - 15:30
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Иностранные путешественники, пользующиеся авиатранспортом, первое впечатление об Украине получают в аэропорту. Да и те, кто улетают из страны — как наши граждане, так и туристы, могут доложить в свой «багаж впечатлений» какой-то последний яркий акцент. Теперь такой художественной «визитной карточкой» в аэропорту «Борисполь» станет «Галерея национального единства», которую торжественно открыли на этой неделе. По словам инициаторов проекта — представителей аэропорта «Борисполь» и художественного фонда «Артания»,  пассажиры главного аэропорта Украины смогут увидеть лучшие работы украинских художников, фотографов, скульпторов и меценатов, согласившихся поддержать проект.

Первой экспозицией созданной галереи стали оригиналы (!) работ известной украинской  художницы, лауреата Национальной премии Украины им. Т.Г. Шевченко Марии Примаченко. Это очень точный старт — в последние годы о Марии Примаченко стали все больше говорить, к тому же именно как о народной художнице, а теперь и как о выразительнице национальной гордости. Но ее талант выходит за рамки художественного стиля «народного примитива» — орнаменты, стилистику ее картин используют в модной индустрии, а кроме того, ее работы уже имеют свою «летную» историю, когда на финских самолетах появились рисунки, очень похожие на работы украинской художницы, и о Примаченко узнал весь мир («Мария Примаченко и финские самолеты», «День» от 4 июня 2013 года). Как пошутил присутствующий на открытии галереи Иван Драч, «Екатерина Билокур недавно взяла Арсенал своими цветами, а Мария Примаченко — аэропорт».

Да и сам по себе проект «Галереи национальной гордости» очень амбициозен. Как отметил и.о. директора аэропорта «Борисполь» Евгений Дыхне: «Мы хотели, чтобы «Борисполь» стал поистине украинским аэропортом и каждым пассажиром идентифицировался именно как таковой. Хотели обозначить галерею аэропорта как галерею гордости украинцев за те лучшие образцы искусства, созданные на этой благодатной земле. Наполнить аэропорт не только коммерческим содержимым на благо пассажиров, но и духовным». А основатель Фонда содействия развитию Национального художественного музея Украины, общественный деятель, один из инициаторов выставки Петр Багрий прибавил: «Мы хотим, чтобы люди, отъезжающие из аэропорта «Борисполь», путешествовали с Украиной в сердце».


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Но популяризация украинской культуры — это лишь верхний слой такой идеи. Открывая свое наследие, украинцы, во-первых, могут еще раз утвердиться в культурной самобытности своей страны, что важно в понимании своего места в истории (оказывается, не на «задворках» или «окраинах»). А во-вторых, актуализируя народное искусство в современности, мы могли бы его заново «прошить» как в своей идентичности, так и в образе модерной Украины. И наконец, такие проекты очень хорошо срабатывают на уровне символов для иностранцев: Украина — это намного глубже, чем «Майдан, война с Россией» с одной стороны и «борщ-сало-красивые девушки» с другой. И тут могла бы быть и государственная заинтересованность в развитии такого масштабного проекта, в том числе и в других аэропортах. Казалось бы, идея беспроигрышная — малозатратная финансово, а сколько задач может решить одновременно. Жаль, что министерство инфраструктуры этого не разглядело — их представители не пришли на открытие «Галереи национальной гордости»... Зато были представители депутатского корпуса. Как отметил Николай Княжицкий: «Самое важное то, что в Украине появляются менеджеры, люди, которые думают не только о каких-то временных вещах, средствах, а думают о том, как будет выглядеть их страна, их город».

Поэтому пока что такие задачи держатся на инициативе единиц. А могли бы позаимствовать международный опыт. «В Лондоне в середине ХІХ века было движение за утверждение искусства в индустриальном обществе, — рассказывал искусствовед, академик Александр Федорук. — Было понимание того, что только искусство может спасти сущность Англии. Англия была воспитана на искусстве. И у нас теперь тоже этот вариант культуры искусства предлагается. «Галерея национальной гордости» — это большое начало, пусть оно обрастает мудростью и пролонгацией».

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ