Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гармония в глине

Завершился VII молодежный симпозиум гончарного искусства «Чигирин-2009»
4 августа, 2009 - 20:43
ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Художники со всей Украины на протяжении трех недель изготавливали копии предметов XVII века для создания музейных экспозиций в зданиях «Резиденции Богдана Хмельницкого».

Наименьшие несколькомиллиметровые кувшинчики кременчугского мастера Юрия Нечая произвели впечатление на всех. Оказывается, это традиционные миниатюрные игрушки, которые еще называют «монетками». Это когда вам вместо нескольких копеек сдачи в магазине дают конфету. А раньше давали «монетки». Гончар рассказывает, что в 2005 году ездил в Японию на международную выставку керамики, где были представители из 140 стран мира. И увидел там десятисантиметровые кувшины. Известный японский сенсей Инеи Ито с гордостью показывал эти кувшинчики мастерам со всего мира.

— А я ему говорю, что я вот такие малютки умею делать, — смеется Юрий Нечай, — так он мне сначала не поверил. А потом познакомились, он меня к себе на чайную церемонию приглашал. Теперь дружим. Я его самый младший товарищ — ему 95 лет, а мне — 36.

Все керамические изделия мастера отдавали в фонды музея. Кое-кто, правда, привез с собой что-то на продажу. Чигиринцы охотно покупали глиняные миски, чашки и кувшины. Кстати, изысканный кувшин в Украине можно купить за 100—300 гривен. В то время как в Японии стоимость керамического кувшина колеблется от шести до восьми тысяч долларов.

— Вот если у нас за такую цену можно будет кувшин продать, я начну это делать. Пока что дарю, отдаю в музеи. А зарабатываю на сувенирах, — рассказал Юрий Нечай.

Уже в который раз на симпозиум приезжают целые семьи гончаров. В нынешнем году из Киевщины приехала семья Спасеновых-Тодорчуков. Ярослава Спасенова вместе с мужем Сергеем Тодорчуком все делают вместе. Сергей занимается изготовлением изделий, Ярослава расписывает их. А трехлетний сыночек Коля обмазывается тем временем глиной. В Чигирин мальчика взяли впервые. И он даже слепил здесь свою первую тарелочку.

— Разрисовал ее, рыбки нарисовал, волны. Но людей много было, кто-то случайно испортил, наступил на эту тарелочку, — переживает Ярослава.

Ее отец Сергей Спасенов гончарничает уже двадцать лет. Говорит, что семья живет только с продажи керамики.

— Покупают нормально. Возим на День Киева, на День Независимости, в Пирогово, в Опишню как-то пробовали возить, Сорочин... Но в Сорочине администрацию интересуют только деньги. Разве это национальная ярмарка, если там городок мастеров забит турецким и китайским товаром? И 500 гривен только за участие нужно заплатить. А мне нужно 350 километров туда и 350 километров назад проехать, привезти гончарный круг. Чтобы можно было сделать шоу нормальное, чтобы люди все это увидели. И за место нужно заплатить — за погонный метр (не за квадратный, а за погонный!) 98 гривен. В Чигирине, во всяком случае, никогда не стоят перекупщики из Яремчи с китайским товаром. Поэтому мне здесь нравится, — эмоционально рассказывает Спасенов.

Гончар, изготовивший самый большой кувшин, возле которого очень понравилось позировать маленькому Коле Тодорчуку, приехал на симпозиум из Днепропетровска. Побыл неделю и поехал домой... жениться.

— Вот пойдите и поговорите с Сергеем Пелихом. Он — счастливый человек. Говорят, поет очень красиво. Только женился. Чтобы поехать на симпозиум, оставил дома жену. Закрыл ее в мастерской, — смеется Юрий Нечай.

А Сергей Пелих таки действительно женился. На прекрасной девушке Русаве. Только нигде ее не закрывал. Потому что сама отпустила мужа после свадьбы в Чигирин, а на закрытие симпозиума приехала к нему. Говорит, что Сергей ей проводит мастер-классы, учит гончарному делу.

— Желательно, чтобы девушка тоже лепила. Я когда увидел, как Юля Козятник из Киева на кругу работает, у меня глаза на лоб полезли. Слышал, что есть женщины керамистки, лепят там что-то. А чтобы девушка создавала такие большие работы — это вообще подвиг. Ей медаль нужно дать. А еще лучше — в Красную книгу занести, — предлагает Пелих.

На самом деле историки утверждают, что первыми гончарами были женщины. Археология подтверждает, что большинство неолитических работ сделаны именно ими. Началось все с того, что женщины заметили, что после ливня следы животных или людей, оставленные на грунте, становятся твердыми, а вода в них еще долго остается, пока полностью не испарится. Тогда была первая попытка использовать эти формочки в качестве посуды на «кухне». Но такая «посуда» была ненадежной и очень быстро разбивалась. Как-то женщины заметили, что случайно брошенный в огонь горшок после обжигания становился твердым и служил намного дольше. Так наблюдательность, творчество и фантазия побуждали к развитию гончарного искусства. Первые кувшины были достаточно причудливы. В качестве днища женщины использовали глиняные блинчики, потом крутили «колбаски» и по кругу «накручивали» стенки будущего горшка. Этот вид гончарства характерен, в частности, для трипольской культуры, он называется «веревочный». Впоследствии женщины делали деревянные каркасы и облепляли их глиной, формируя таким образом стенки. Потом горшки запекались на огне, дерево сжигалось, и вырисовывался достаточно симпатичный кувшин. Уже значительно позже мужчины приобщились к гончарному искусству и начали его всячески совершенствовать, применяя свой непревзойденный рационализм.

— Глина — это земля, и женщина — это тоже земля, — говорит Сергей Пелих и показывает свой большой трипольский кувшин. Оказывается, у мастера осталась глина, и он решил в последний момент сделать что-то большое и причудливое.

Виктория КОБЫЛЯЦКАЯ, Черкассы — Чигирин — Черкассы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ