Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гайдамацкий блокбастер

Начался сбор средств для экранизации романа Василия Шкляра «Черный Ворон»
29 ноября, 2010 - 19:33

По инициативе председателя Полтавской областной организации Общества «Просвіта», народного депутата Николая Кульчинского создан оргкомитет по сбору средств для экранизации романа «Черный Ворон» Василия Шкляра. Идея снять картину по произведению этого известного писателя давно уже обсуждалась среди читательской аудитории. Тем более что новейшая на сегодня книга Шкляра о гайдамаках Холодного Яра буквально просится на экран. Для этого у нее есть практически все: увлекательный сюжет, батальные сцены, любовная линия, детективные элементы, остроумный народный юмор и высокое патриотическое звучание.

«Это готовый сценарий для боевика», — говорит полтавский книготорговец Николай Мирошниченко, на раскладке которого «Черный Ворон» долго не залеживается. Книгу охотно покупают студенты, преподаватели, за ней приезжают люди из разных районов области.

Однако учитывая состояние развития и уровень бюджетной поддержки отечественного кинематографа, не приходилось и надеяться на осуществление читательских мечтаний, если бы не инициатива небезразличной общественности.

«Роман — динамичный, современный во всех аспектах. Прочитав его, я понял, что из него может выйти хороший фильм, — рассказывает «Дню» Николай Кульчинский. — Начал интересоваться, сколько это будет стоить? Согласится ли Шкляр написать сценарий? Сначала я позвонил режиссеру Олесю Янчуку и писателю Михаилу Слабошпицкому, рассказал о своем замысле, а спустя некоторое время мне говорят, что и Шкляр не против экранизации. Таким образом, мы договорились создать оргкомитет по сбору средств, пригласили к нам председателя Национального союза кинематографистов Сергея Тримбача, народного депутата Олеся Дония и других. «Черный Ворон» поражает тем, что показывает настоящий характер молодых людей, которые горели стремлением свободы, добра для Украины и украинского народа, невзирая на поражение в национально-освободительной борьбе, завоевание Украины Московщиной и истребление половины нашей нации. Я доныне не встречал подобного романа. Он вызвал у меня доверие и волнение. Мы хотим поднять большую общественную волну и призвать людей в первый раз создать фильм за народные средства».

Это благородное начинание поддержала и Лига украинских меценатов. Ее исполнительный директор Михаил Слабошпицкий убежден, что под проект удастся собрать необходимые 20 млн. гривен (или 2,5 млн. долларов), по крайней мере, несколько человек уже заявило о своем желании оказать посильную денежную помощь. Ориентировочная финансовая планка на этот год — 6—7 млн. грн., которые надеются получить не только от жителей Украины, но и от диаспоры.

Примечательно, что инициаторы экранизации романа «Черный Ворон» вовсе не рассчитывают на государственную поддержку, в частности со стороны Министерства культуры, осознавая идейное направление действующей власти. Василий Шкляр даже немного пошутил по этому поводу: в эфире программы «Правда Романа Скрыпина» на канале ТВі писатель заявил, что если бы народный депутат, регионал Вадим Колесниченко выделил средства на фильм, то ему бы предложили сняться в фильме — в роли украинофоба.

Но в целом члены оргкомитета настроены оптимистично, учитывая хотя бы их предыдущий опыт проведения культурных представлений. Например, Николай Кульчинский на протяжении восьми лет устраивает в Полтаве фестиваль искусств «Мазепа-фест». Также депутату удалось собрать деньги на памятник гетману Ивану Мазепе (скульптор Николай Билык), который, правда, до сих пор не установлен в областном центре из-за позиции предыдущего руководства города и в настоящее время хранится в Киеве на творческо-производственном комбинате «Художник». В конечном итоге, Олесь Доний тоже может заслуженно гордиться достижениями в реализации литературно-музыкальных акций — киевской, харьковской и луцкой «Баррикад», «Дня Независимости с Махно», «Гайдамаков.UA», которые состоялись благодаря поддержке спонсоров.

Впрочем, перед оргкомитетом стоит не только финансовый вопрос, но и не менее важная проблема поиска режиссера и исполнителя главной роли, которых будут подбирать на конкурсной основе. По мнению искусствоведа Вадима Скуративского, очень важно, чтобы собранная сумма попала к «тому» режиссеру и, чтобы эта картина была именно «его» проектом (или, как сказал Шкляр, «фильмом всей жизни»). Пока проходит кастинг, общественность оживленно обсуждает потенциальные кандидатуры. Так, Скуративский считает, что экранизировать «Черного Ворона» могли бы Сергей Маслобойщиков, Олесь Янчук, Олесь Санин и Тарас Томенко. Кто-то называет имя Ежи Гофмана, а некоторые острословы вообще предлагают пригласить на съемки Владимира Бортко, который бы таким образом реабилитировался за откровенно имперскую версию «Тараса Бульбы». Хотя относительно последнего предложения Вадим Скуративский настроен скептически. «Бортко — хороший режиссер, но он не в том возрасте и не в том сознании, чтобы понять замысел фильма, — говорит Вадим Леонтиевич. — Однако это была бы хорошая пощечина российскому национализму».

Сергей ШЕБЕЛИСТ, Полтава
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ