«Ричард III» Шекспира, поставленный петербургским режиссером Юрием Бутусовым в московском театре «Сатирикон», будет сыгран 8 февраля в Одессе (Театр музыкальной комедии), а 11 — 12 февраля спектакль приедет в Киев, где на сцену Октябрьского дворца Константин Райкин выйдет в роли вобравшего в себя силы мирового зла горбуна — короля Ричарда III.
Для актера горб в этой роли, да еще и выросший на спине его героя несимметрично, вещь принципиальная. Ричард III, как и всякий проливающий реки невинной крови тиран, таит в своем сердце зависть к миру, к тем, к кому судьба была более благосклонна и не сделала наше несовершенство столь очевидным для других. Дело не только в физических увечьях, от которых страдает питающий если не ненависть, то, по крайней мере, неприязнь к людям здоровым калека. Несравненно более страшными, нежели уродство тела, оказываются душевные изъяны, всегда имеющие своей причиной все ту же зависть: к более красивым, более умным, богатым, удачливым… Всякий душевный изъян случается в человеке оттого, что он в детстве недополучил любви. Ричард, к роли которого Константина Райкин готовился не один год, как раз и принадлежит к огромной семье таких обделенных материнской любовью уродцев. Ричард, который «из детской обиды и мести затевает весь свой кровавый балаган», по меткому замечанию критика, «отравлен нелюбовью».
Приглашая на постановку шекспировской трагедии Юрия Бутусова, руководитель «Сатирикона» во второй раз сделал ставку на то, что труппа этого успешного московского театра идеально соответствует режиссерским устремлениям одного из самых интересных петербургских режиссеров. Годом ранее увлеченный философией и эстетикой абсурдизма Бутусов поставил в руководимом Райкиным театре «Макбетт» Ионеско, парафраз на темы шекспировской трагедии, в котором удвоенная последняя буква прочитывается критиками как неврастеничное заикание неизлечимо больного мира. Склонные к яркой, буффонадной, цирковой форме актеры «Сатирикона» с удовольствием окунаются в стихию откровенной театральной игры с ее площадным задором не ведающих трагедийного отчаяния паяцев. Бутусов, назвав свой новый спектакль «трагифарсом», и Шекспира поставил, как Ионеско. Отказав злу в праве на то, чтобы мы к нему относились с трепетом и страхом, режиссер принизил не пульсирующую ужасом перед беспредельностью зла трагедию Шекспира, он умалил в масштабах нашу эпоху, в которой зло вырождается в мерзость, а злодеи — превратились в мерзавцев, прячущих свои мелкие подленькие души под масками политических клоунов. Ну кто, скажите, сегодня серьезно воспринимает запятнавших себя грязными делами политиканов? И кто их боится? Они вызывают лишь брезгливость. В лучшем случае — жалость.
Мнения критиков о том, насколько оправданно такое облаченное в форму откровенного фарса прочтение одной из самых «темных» трагедий Шекспира, разделились. Одни сочли использование откровенного гротеска, а местами даже карикатурности в изображении Ричарда и мира, в котором он живет, вполне логичным и художественно оправданным. Другие же сокрушались о том, что Ричард Райкина не пробуждает в душе ужаса, что актеру под силу было сыграть зло в полном его масштабе, сыграть «не несчастное, а страшное и смертоносное насекомое». Тем не менее, все театральные обозреватели едины в одном: «Ричард III в «Сатириконе» сделан талантливыми людьми и сделан очень талантливо». Теперь слово за киевским зрителем и критикой.