Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Голос — как лакмус

В Ялте состоялся Всеукраинский конкурс чтецов им. Леси Украинки
12 октября, 2011 - 20:14
РАИСА НЕДАШКОВСКАЯ — ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЖЮРИ

Национальный союз театральных деятелей проводит в Ялте уже 15-й конкурс чтецов. В этом году — в юбилейное 140-летие со дня рождения поэтессы, памяти которой посвящено мероприятие, и 100-летие написания «Лесной песни» — одной из лучших драм. География участников конкурса была достаточно широка: полтора десятка профессиональных чтецов из Днепропетровска, Запорожья, Киева, Львова, Симферополя, Северодонецка, Сум и Харькова. Это, прежде всего, студенты старших курсов театральных вузов и актеры местных театров.

Конкурс проходил в два тура. В первом участники исполняли произведения Леси Украинки, во втором — произведения украинской классической поэзии и прозы. Каждое выступление продолжалось не более 12 минут, без каких-либо декораций и с минимальным музыкальным сопровождением, дабы не затмевать основное — актерскую подачу слова.

Главной целью организаторы мероприятия считают популяризацию украинского литературного языка, что в Крыму весьма актуально, и конкурс стал своеобразной лакмусовой бумажкой, отразившей основные тенденции и проблемы театрального образования каждого региона.

Некоторым талантливым участникам не хватало уверенности, элементарного опыта участия в подобных мероприятиях. Мастерам своего амплуа, многим из них не удалось за короткий промежуток времени продемонстрировать весь исполнительский диапазон.

Однако главный виртуальный «поединок» продолжался между столичными и львовскими чтецами. Участники достойно презентовали родные альма-матер. Самая старая (киевская) и одна из самых молодых (львовская) отечественных театральных школ имеют свои «плюсы» и «минусы». Опыт многих поколений, лучшие специалисты сценической речи с одной стороны и большая свобода творчества, лучшее знание разных европейских театральных практик — с другой, — все это можно было заметить во время коротких сценок, представленных в Ялте. Сказывалось и то, что во Львове, где актерские курсы не такие масштабные, как в столице, преподаватели элементарно имеют больше времени для индивидуальной работы со студентами.

Уважаемое жюри во главе с легендарной актрисой Раисой Недашковской присудило три (!) призовых места львовянам, однако Гран-при и специальную награду жюри завоевали киевляне... Виктория Корнийкова, удостоившаяся наивысшей премии конкурса, очаровала органичной игрой в амплуа «старых баб» в отрывке из «Невинной» И. Нечуя-Левицкого и своим народным голосом, которым обрамила композицию из стихотворений «Хотіла б я піснею стати». Широкий исполнительский диапазон киевлянки покорил большинство членов жюри, хотя вокальные отступления иногда разбивали смысл Лесиных стихов.

Зато львовянин Роман Мартын (I место) взял членов жюри своей фантазией. Поэму Леси Украинки «Се ви питаєте за тих» он максимально «приземлил», трактуя текст как резкий выпад о наболевшем обычного человека, только что вышедшего из душа (порой возникала мысль, что герой Романа вообще разговаривает с телевизором, болезненно реагируя на очередные выбросы неприятных новостей). Включить наше воображение Роман заставил и читая отрывок из «Вия» Н. Гоголя (кстати, самого популярного автора на конкурсе). Перед слушателями рисовались картины полета с ведьмой, гипнотическое состояние героя и сладкая радость от красоты девушки, в которую превратилась ведьма...

Похожей эмоцией — невероятно точной передачей познания первого наслаждения нетронутой девушкой — пленила судей Наталия Мазур (ІІ премия). Участница удачно подобрала репертуар — на прозе Марии Матиос (эпизод изнасилования немецким офицером из «Майже ніколи не навпаки»). Некоторая убаюкивающая монотонность исполнения Наталии (все действие в выбранном отрывке происходит, как в страшном сне) идеально сочеталась с тягучестью письма Матиос. Такое перевоплощение участницы в свою героиню затмило и некоторые огрехи в сценическом произношении и минимальные сбивания с ритма в первом туре.

Настоящим открытием конкурса стал Андрей Шараскин, занявший ІІІ место. Этот львовский режиссер представил наиболее осмысленное прочтение произведений украинской классики. Одетый в черный репетиционный костюм, Андрей ритмично передвигался по площадке, иронически акцентируя некоторые мысли не только голосом, но и жестами. Этот прием естественно сочетался с прочтением сложного текста Лесиной «Кассандры» (участник охарактеризовал свое выступление как «режиссерский показ»). Произведение античной тематики словно было исполнено древнегреческим актером, который, как знаем из истории, действительно должен был каждый раз отыскивать оригинальный жестовый словарь. А четкий ритм и голосовые переливы чтеца частично стилизовали и античный хор. Однако, повторенный со стихотворениями Шевченко (во ІІ туре) и Маяковского (на церемонии награждения), этот прием выглядел отработанным и не до конца оправданным, к тому же жестовая ирония на этот раз была слишком изобразительной и несколько «попсовой», больше напоминая не самое лучшее чтение рэпа.

Участники презентовали гала-концерт для многочисленной аудитории ялтинцев и отдыхающих, увидели мастер-класс председателя жюри (Раиса Недашковская исполнила «Лесную песню») и, конечно же, вволю насладились теплым морским воздухом...

Виктор СОБИЯНСКИЙ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ