Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хлеб выпекали и на свадьбе погуляли!

В Национальном музее архитектуры и быта в Пирогово прошел Международный этнофестиваль
8 августа, 2011 - 20:36
ПОПЕТЬ В СОПРОВОЖДЕНИИ «ТРОЇСТИХ МУЗИК» МОГЛИ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ / ДАРЬЯ ИЗ СУМ И ДМИТРИЙ ИЗ БЕЛОЙ ЦЕРКВИ, ПОБЕДИВШИЕ В КАСТИНГЕ, ОБЪЯВЛЕННОМ ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА НАЗАД В СОЦСЕТЯХ, СЫГРАЛИ НА ФЕСТИВАЛЕ «ЖНИВА-2011. ВЕСІЛЛЯ» НАСТОЯЩУЮ СВАДЬБУ ПО НАРОДНЫМ ОБРЯДАМ, КОТОРЫЕ КОГДА-ТО БЫЛИ РАСПРОСТРАНЕНЫ НА ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ И ПРАВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЕ СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ — ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЭТНОФЕСТИВАЛЯ В ПИРОГОВО

«Жнива-2011. Весілля» длился три дня и стал самым большим этнографическим праздником этого лета. Наиболее активными участниками, конечно, были молодые люди. Радует также то, что украинцы сознательно приглашали на праздник своих друзей-иностранцев, чтобы аутентичный украинский дух «вирусом передавался по всей земле». Кстати, этот фестиваль проходил в Пирогово уже во второй раз. Самым младшим участникам особенно понравились мастер-классы по народному творчеству, где каждый ушел домой с сувениром — собственноручно сделанной куклой-мотанкой и «громовской» традиционной игрушкой. Порадовала гостей феста и хорошая погода.

В субботу вечером лидер группы «ВВ» Олег Скрипка устроил для гостей этнодискотеку и сам выступил в роли диджея. Очень понравились гостям праздника выступления французского Red Cardell, который пел вместе с украинскими «Гуртоправцями», молдавской Тrigon, трио Усеина Бекирова (Крым) и группой «Візерунчасті пісні» (Киев). Свадебными музыками были «Топоркестра», Szigony (Венгрия), РКS (Польша) и «Джерела».

Увидели участники действа в Пирогово, как в старые времена на селе проходила жатва, как нужно правильно молотить зерно и изготовлять муку жерновами, а также в печи выпекать хлеб.

В этом году организаторы фестиваля — общественная организация «Творча майстерня ЕтноТолока» пригласили гостей на настоящую украинскую свадьбу. Молодые люди, в основном студенты-этномузыкологи из города Сумы, воспроизводили все обряды украинской свадьбы.

За четыре месяца до фестиваля в соцсетях был объявлен кастинг молодой пары, которая бы отважилась сыграть свою свадьбу по якобы немодным, но настоящим украинским обрядам. Дмитрий из Белой Церкви и Дарина из Сум были первой парой, которые откликнулись на это предложение и венчались в воскресенье в старинной казацкой Михайловской церкви в Пирогово. Свадьба стала отображением старинных традиций, распространенных на Левобережной и Правобережной Украине.

— Каждый год у наших студентов была практика в сельских регионах по всей Украине, поэтому мы заметили, что во всех селах, даже стоящих рядом, традиции жатвы и свадебных обрядов совсем разные, уникальные сами по себе, — делится идеей подружка невесты Ира. — Наиболее интимным и аутентично глубоким по содержанию в украинской свадьбе можно назвать обряд прощания невесты с подружками, который, по сути, является завершающим этапом всего праздника. Этот момент символизирует то, что невеста, а теперь уже замужняя женщина прощается со своей молодостью, так сказать, светской жизнью.

— Жаль, что молодежь уже не хочет праздновать такую свадьбу, ведь она же настоящая, наша. В моем селе свадьбы весело гуляли, даже во время войны. А что должны были делать? Не в богатстве же свадебного стола основная ценность этого действа, а в том, что это праздник любви, сопровождающийся пением и народными гуляниями. Наоборот, тогда, в годы бедной по сравнению с сегодняшним днем моей молодости, мы особенно ценили каждый даже малейший повод для праздника, — говорит Галя Кадиляк, которая всю жизнь провела в «урбанизированном» Киеве, а на старость вернулась в свое родное село в Макаровский район Киевской области.

Организаторы феста сообщили, что в этом году был установлен рекорд по выпеканию свадебного хлеба — каравая.

— Моя дочь сейчас в Испании и там вышла замуж. Прислала лишь видео. Мне как матери больно было наблюдать за действом только с экрана, а здесь, на этой настоящей свадьбе, я вспомнила, какую самую большую ошибку в свадебном обряде допустила моя дочь: вместо каравая у них помпезно разрезался огромный торт, хотя на самом деле украинский каравай является символом плодородия, продолжения рода, семейного и родового единства, счастья, здоровья и благополучия, — призналась посетительница фестиваля Ирина Сорока, приехавшая в Пирогово со Львовщины.

Также состоялся квест — конкурс на поиск венка невесты и цветка молодого, спрятанных в поле. Нашедшие их становились дружкой и дружком на свадьбе. Кроме того, на этнофестивале работали разные площадки, выступления кобзарей и лирников, под зажигающие народные мелодии в исполнении «троїстих музик» можно было потанцевать. Кто устал, мог посидеть у костра или на возу покататься, а на память приобрести игрушки и сувениры, предложенные народными умельцами. А еще прошла выставка антикварных вещей сельского быта, мастер-классы по кузнечному ремеслу, соломоплетению, гончарству, вышивке, писанкарству и т.д. Почти ни на минуту не пустела «Кобзарская сцена», множество желающих посетило «Катрусин кинозал», где демонстрировались фильмы на этнотематику.

Множество интересного мы узнали, побывав на лекциях по народному художественному искусству, истории украинского наряда, традиционному украинскому пению и музицированию, истории украинского книгопечатания и т.д.

София КОЧМАР, фото Ольги БЕЛЯВЦЕВОЙ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ