Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хор Венедиктова

19 июня, 2002 - 00:00


Овации после спектакля или концерта — нередкое событие в стенах Национальной оперы Украины — наконец, музыка это музыка, опера — это опера, а славянская эмоциональность — общеизвестна. А вот зал, аплодирующий стоя еще до того, как прозвучали первые аккорды, — признак признания и любви, которую заслуживают единицы в артистическом мире. Еще не начавшись, этот концерт вошел в историю отечественной музыкальной культуры — концерт хора Национальной оперы, хора Льва Венедиктова.

Для неопытного слушателя, который впервые попадает в театр, хор может показаться только фоном, на котором происходят выступления солистов. Но знающие и любящие оперное искусство, понимают, что именно оркестр и хор создают «фундамент» любого спектакля. Выразительное хоровое звучание — как тот ценный камешек, который, попадая в калейдоскоп, вдруг превращает красочное разнообразие в прекрасный, неповторимый узор, создавая ощущение, которое ни с чем нельзя перепутать — ощущение настоящего искусства. И эту истину главный хормейстер доказывает в каждом спектакле, созданном им за 48 лет работы в киевском оперном театре. Исполнительский стиль «венедиктовского хора» — образец глубокого, интеллектуально-утонченного и эмоционального прочтения каждой партитуры, так же как и творческая личность Маэстро — пример глубокой образованности, профессионализма, мудрой интеллигентности и яркого артистизма. Именно благодаря этим качествам хор имеет постоянный успех у слушателей и большое уважение к Льву Николаевичу со стороны артистов театра, коллег-музыкантов, учеников — выпускников Национальной музыкальной академии.

Подобный бенефис — действительно первый за 135-летнюю историю киевского театра, хотя у хора неоднократно были сольные выступления в зарубежных турне, в том числе он пел необычную для оперного коллектива программу a capella (без сопровождения). Слушатели помнят в исполнении хора вердиевский «Реквием», Девятую симфонию Л. Бетховена, «Колокола» С. Рахманинова. Нынешнее выступление было отмечено премьерой — «Четырьмя духовными пьесами» Дж. Верди. Хор стал первым исполнителем в Украине этого цикла — своеобразного философского итога своей жизни и творчества великого оперного композитора. «Четыре духовные пьесы» создают масштабное вокально-симфоническое полотно, объединенное темой Страстей Христовых и образом Девы Марии. Стилистика произведения — новаторская для времен Верди, но довольно сложная для воплощения даже высокопрофессиональным коллективом. Композитор соединил традиционную для духовной музыки возвышенность хоровой полифонии, и исключительно театральную экспрессивность изложения музыкального материала. Исполнение этих произведений было давней мечтой Маэстро — интерпретатора почти всех широко известных вердиевских опер. Руководствуясь органическим ощущением стиля и музыкального мышления композитора, именно он был способен выразить философскую глубину, чрезвычайную экспрессию и филигранность психологических нюансов, стоя за пультом хора и оркестра Национальной оперы. Надеюсь, что это произведение займет должное место в репертуаре коллектива и еще прозвучит для киевских слушателей.

Премьерой можно также назвать и исполнение кантаты- поэмы Л. Ревуцкого «Хустина» — произведения, хрестоматийно известного всем, кто имел дело с украинской хоровой музыкой, но почти неизвестного широкой публике. «Я не думал об исполнении «Хустини», пока не нашел в библиотеке театра партитуру с дарственной надписью автора», — делится воспоминаниями Л. Венедиктов, — и решил, если Лев Николаевич (Ревуцкий) подарил эти ноты, он надеялся, что когда-нибудь это произведение прозвучит в театре, которому он отдал столько творческих сил». Лиричность и эмоциональную искренность кантаты-поэмы вместе с хором и оркестром замечательно воплотили солисты Национальной оперы Мария Стефьюк и Александр Дяченко. Дальнейшее продолжение концерта вылилось в сплошной фейерверк из оперных отрывков и акапелльных произведений, каждый из которых очень тепло принимался публикой. Среди солистов, выступавших с хором, особенно хочется отметить молодого артиста Марьяна Талабу, певца яркой вокальной и артистической одаренности. На «бис» прозвучал знаменитый хор пленных из «Набукко».

Очаровательную неповторимость концерту придало присутствие самого Маэстро — главного хормейстера за дирижерским пультом. Это возвращение за дирижерский пульт состоялось после 30-летнего перерыва, ведь в свое время он постоянно дирижировал несколькими спектаклями из театрального репертуара, будучи, кроме хормейстера, еще и ассистентом главного дирижера. Изысканная техника, тонкое и выразительное общение с хором, оркестром и солистами, как будто создали ауру настоящего творческого вдохновения, которая охватила и артистов, и слушателей.

Оксана ЛЕТИЧЕВСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ