Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хорошо незабытое старое

30 августа, 2000 - 00:00

И с тория конкурса проектов монумента в честь независимости Украины вполне годится для Книги рекордов Гиннесса. Четыре года назад по этому поводу был издан Указ Президента страны, а вслед за этим появились соответствующие решения Министерства культуры и Киевской городской администрации. Но четыре года — срок, хоть и немалый, а все же не рекордный. Парадоксальность ситуации в том, что конкурс этот был и открытым, и закрытым, результаты его то признавались неудовлетворительными, то вновь открывались лазейки для продления сроков. Залы Украинского дома в Киеве, столичного Центрального дома художника, киевской горадминистрации и, наконец, открытая экспозиция на майдане Незалежности — вот «этапы большого пути», который тем не менее оказался тупиковым. И в очередной раз принимается решение — провести, начиная с 21 августа, последний и решающий бой за право победить в конкурсном марафоне, где участники почему-то преодолевают разные дистанции.

Удивительно, но для того, чтобы представить проекты для очередного заключительного этапа конкурса, участники располагали считанными неделями. Сделать что-либо путно за это время было нереально. Оставались два варианта: либо игнорировать предыдущее решение жюри, признавшего, что ни один из предоставленных ранее проектов не заслуживает быть реализованным, либо выставить на суд то, что в этом конкурсе на всех его этапах не участвовало, а было выполнено давно и просто в силу обстоятельств и чисто профессиональных качеств оказалось как нельзя более кстати.

Публике, собравшейся 21 августа в залах Центрального дома художника, было впору изумляться: подавляющее большинство проектов было видано-перевидано на предыдущих этапах открытого и закрытого конкурсов, а цифровые коды, под которыми на этот раз были выставлены проекты, вряд ли могли ввести в заблуждение. Впрочем, изумления и не было. Дело в том, что присутствовавших на открытии конкурса можно было почти безошибочно разделить на четыре группы: чиновники высокого и среднего ранга, связанные с культурой волею судьбы или профессиональной принадлежностью, журналисты, авторы проектов и сочувствовавшие им «группы поддержки». Да и кто же еще этим знойным утром, когда уже в 11.00 температура перевалила за тридцать по Цельсию, а афиш об этом событии не было не то что на рекламных щитах, но даже и у входа в Дом художника, просто так мог оказаться в душных залах?!

Итак, даже беглый осмотр представленных проектов особого оптимизма не вызывал: по преимуществу это были работы, которые ранее не позволяли жюри сделать окончательный выбор. За несколько минут до начала официальной церемонии открытия выставки киевский городской голова со свитой и суетящимися не в меру фотокорреспондентами обошел залы, талантливо изображая неподдельный интерес к тому, что он месяца три назад имел возможность созерцать в помещении своей же администрации. Затем г-н Омельченко возвратился к исходной точке экспозиции, где предусмотрительно были установлены микрофоны (которые правда, работали на динамики, установленные лишь в других залах), на фоне официального хита выставки. Естественно, этому претенденту на победу №1 самой судьбой было уготовано чаще других попадать в объективы теле- и фотокамер, а жюри, будь оно самым независимым и принципиальным в мировой истории, непроизвольно должно было воспринимать грядущую победу как нечто неизбежное, чему, как, скажем, наступлению зимней стужи, противиться бесполезно.

Любопытно, но два существенных элемента этого проекта, как бы это помягче выразиться, навеяны монументам другой европейской столицы — Будапешта. Юная дева, символизирующая Украину, вознесла высоко над головой пальмовую ветвь — совершенно так же, как в монументе Освобождения работы Жигмонда Кишфалуди-Штробля на будапештской горе Геллерг. А колоннада по обе стороны от фигуры скопирована с другого монументального комплекса венгерской столицы — памятника Тысячелетию Венгрии. Неуклюже это заимствование, как нетрудно догадаться, никоим образом не добавляет пластики и гармонии «киевскому прототипу».

Вообще же практически все проекты легко группируются на две части: первая (самая многочисленная) требует основательных, а иногда и радикальных архитектурных изменений майдана Незалежности, вторая ограничивается собственно монументом. Первая группа, вполне понятно, неизбежно связана с крупными материальными (да и временными) затратами. Видно, это и заставило городского голову в своем выступлении не раз и не два с одной стороны слезно, а с другой императивно убеждать жюри побыстрее вынести свой вердикт, чтобы городской совет смог уже в середине сентября предусмотреть немалые средства в бюджете будущего года. С этой и не только с этой точки зрения мне больше по душе один-единственный проект, который сразу же привлек мое внимание. Собственно, иначе быть и не могло: эта скульптура знакома мне свыше двух десятков лет. Разумеется, я знаю фамилию ее автора, но условности закрытого конкурса не позволяют назвать эту фамилию, хотя, повторюсь, все эти цифровые коды возле каждого проекта — сплошь секреты Полишинеля. Скульптура была создана еще в 1977 году именно как символ Украины, и этим выгодно отличается от всех других, участвующих в конкурсе, многие из которых — вне зависимости от художественных достоинств не тянут более чем на станковую пластику. Так вот, фигура эта открывала украинский павильон на Всемирной выставке в Лос-Анджелесе, а потом, в течение ряда лет путешествовала по разным странам и городам, представляя Украину, например, в Москве, Загребе, Люксембурге, а сейчас, как указано в краткой пояснительной записке к проекту, находится в фондах Экспоцентра Украины (бывшей Выставки достижений народного хозяйства).Трудно не согласиться с аргументами пояснительной записки, которая характеризует этот проект как малозатратный. «Гармоничность и лаконизм композиции, — говорится в записке, — неперегруженность излишними скульптурными и архитектурными деталями делает предлагаемый проект неподвластным преходящей моде и, следовательно, получит признание и в будущем». Практически готовая бронзовая скульптура (высота 6,5 метра), гранитная колонна высотой до 20 метров и минимум архитектурно- планировочных перемен на площади, восприятие скульптуры как символа Украины, проверенное многократно на различных параллелях и меридианах, — чего еще можно желать, особенно в нынешней почти патовой ситуации?! Впрочем, в эпоху пира во время чумы бережливость и художественная ценность не рассматриваются как достоинства по крайней мере, подрядчиками, которым подавай гигантские объемы работ и помпезность...

Но какой бы монумент ни воздвигли на майдане Незалежности, этим, судя по всему, дело не ограничится. Г-н Омельченко всячески успокаивал тех, чьи проекты не сразят наповал членов жюри (кстати, состав его держится в тайне будто бы для того, чтобы исключить давление со стороны, хотя, понятно, давить-то могут как раз те, кто формировал жюри). Городской голова сказал, что прочие представленные проекты (т.е. все, кроме одного счастливца) могут быть реализованы в других населенных пунктах Украины, областных центрах, городах и даже селах, а также в других местах столицы Украины. От такой перспективы просто дух захватывает, ленинскому плану монументальной пропаганды тут просто делать нечего. Высокие должностные лица, присутствовавшие при этом, молчали, а молчание, как известно, — знак согласия.

Впрочем, можно было бы поступить иначе. Прежде всего теперь, когда четыре года конкурса пошли, что называется, прахом, надо честно признаться в этом, не пороть горячку и не стремиться во что бы то ни стало воздвигнуть монумент к десятой годовщине независимости Украины. Независимость-то надолго и, надеюсь, навсегда, что ж ныне суетиться по-советски, чтобы получить очередной «датский» монумент?

Кроме всего прочего, выбор места для монумента нельзя назвать удачным. Ну, что с того, что бывшую Думскую площадь, бывшую Советскую площадь, бывшую площадь Калинина, бывшую площадь Октябрьской революции теперь нарекли майданом Незалежности? Место-то в общем гиблое, недаром полтора столетия назад его называли Козьим болотом. В советские времена здесь были памятник Карлу Марксу и монумент Октябрьской революции. Где они нынче? На площади, у главпочты с недавних пор стоит Михаил Архангел. Может, достаточно — для одной-то площади? Или Михаила тоже, того... Еще одно обстоятельство подкрепляет прямо-таки мистическую непригодность этого места для монумента Независимости. Будь скульпторы и архитекторы семи пядей во лбу, им все равно никуда не деться от соотнесения монумента с доминирующей над окружающим пространством гостиницей «Москва» — сооружением с нескладной судьбой, спроектированным и поначалу строившимся как провинциальная копия московских высотных зданий, но в ходе возведения обрезанным по высоте, лишившимся положенного шпиля и утратившим задуманные пропорции. Компоновать в этом пространстве монумент без потерь для последнего нет решительно никакой возможности, и это наверняка почувствовали бедолаги-авторы проектов на всех этапах злополучного конкурса. Киев, богатые возможности рельефа которого так и не смогли вконец испоганить зодчие последних поколений, дает широкие возможности для выбора других вариантов размещения монумента.

И последнее. Коль скоро не располагаем мы сейчас интеллектуально полноценной школой ваятелей и зодчих, не лучше ли было бы подключить зарубежных авторов к участию в конкурсе? Глядишь, что-нибудь путное и вышло бы. Практика намного более благополучных в этом смысле стран изобилует примерами, когда разного рода архитектурные и монументальные конкурсы выигрывали иностранцы. А в результате в выигрыше оказывались жители этих стран. Или все еще — «у советских собственная гордость»?!

Владимир КАНАШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ