Ныне все больше украинцев осваивают азы этого знаменитого испанского танца. Можно сказать, что жизнь в ритме фламенко психологически вас изменит. «Фламенко развивает в человеке стремление к свободе, самодостаточность, гордость, страсть, а еще научит вас иначе смотреть на жизнь», — утверждают те, кто научился танцевать этот необыкновенный танец. Например, в Киеве действует клуб, где можно многое узнать об искусстве фламенко, а также открыть в себе доселе дремавшие таланты. Вечера фламенко проходят каждое второе воскресенье в клубе «Лица». Их организатор — Ольга Шарапа, одна из лучших преподавателей и исполнителей фламенко в столице.
— На проведение вечеринок в стиле фламенко меня натолкнули ученики, — признается Ольга. — Не всем дается фламенко, т.к. это достаточно трудное искусство. Некоторые уходят, но те, кто остается, готовы развивать свой танцевальный талант, постоянно оттачивая мастерство.
Каждый из вечеров неповторим. Так, можно просмотреть на видео, как филигранно танцуют фламенко-мастера, послушать живую музыку в интерпретации киевских исполнителей, окунуться в атмосферу дискотеки, побывать на мастер-классе по искусству фламенко для новичков, а еще искренне «поболеть» за участников конкурса на лучшее исполнение фламенко.
Что же такое фламенко? Внимательно всмотритесь в фигуры танцоров, вслушайтесь в ритмы, в перестук каблуков. Вы видите, чувствуете, понимаете, что это танец-эмоция... Танец-импровизация... Танец-вызов... Вызов судьбе. Это танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни — мужским и женским.
Женщины, танцующие фламенко, — это вода и пламень. Например, испанки обучаются своему национальному танцу не только для того, чтоб выступать на сцене. Для многих это средство самовыражения, саморазвития — фламенко очень умный танец, здесь нельзя обходиться набором заученных движений: все должно идти от души, от сердца. Здесь нельзя лукавить и фальшивить. Хороший педагог по фламенко прежде всего заставляет своих учеников полюбить себя, считать себя красивыми и гордиться этим. Ведь основная поза в танце фламенко — поза полного довольства собой. Это потом начинается отработка жестов, шагов, поворотов. Так, ученица должна ощущать себя королевой и свое восхищение собой передавать публике. Часто у многих начинающих танцовщиков возникают комплексы, неуверенность и закрепощенность — тогда им приходиться преодолевать эти барьеры. И постепенно у занимающихся фламенко приходит понимание: если женщина красива внутренне, то она красива и внешне, и этой красотой, танцуя, она делиться с людьми. Языком танца передавать другим свое настроение, свои чувства, свое восприятие жизни...
Например, мы побывали на вечере, посвященном так называемому «халео» (означает выкрики, которые издают танцоры во время исполнения фламенко). Эти звуки — своеобразное подбадривание исполнителей, разжигающее страсти, привлекающее внимание публики к определенным моментам танца. Темы, затрагиваемые в «халео», близки разным народам мира, т. к. они «описывают» повседневную жизнь, желания и чувства людей...
— Фламенко — культура, которая сформировалась цыганами в Испании в провинции Андалусия, — сообщил «Дню» гитарист Евгений Седько. — Этот народ, как известно, со специфическим мышлением. Фламенко дает людям свободу, это культура, которая создана на берегу моря. Поэтому человек, погружающийся во фламенко, как будто попадает в пучину страстей...
По словам Ольги Шарапы, самыми ритмичными из иностранцев в искусстве фламенко оказались... японцы. Кстати, после Испании фламенко наиболее популярно как раз в Стране Восходящего Солнца. С каждым годом и в Украине растет количество почитателей фламенко.
— Впервые я увидела фламенко в 14 лет в испанском фильме «Кармен», и знаменитый танцор Антонио Гадес произвел огромное впечатление, — рассказывает Ольга Шарапа. — Этот танец очень красив, и, конечно, жаль, что в Киеве еще мало танцоров, освоивших искусство стиля фламенко. Мне хочется, чтобы побольше киевлян узнали о фламенко — ведь это танец свободы. Через фламенко многие люди психологически и социально реализуются. Когда фламенко проникает в человека, захватывает его, — он понимает, что сам тоже меняется...
Фламенко — многогранный танец, как сама жизнь. Здесь есть место смеху и плачу. Танцор танцует так, будто за плечо его держит сама смерть. Известная испанская певица Пастора Павон в одном из интервью призналась: «Когда я правильно пою фламенко, у меня привкус крови во рту. В этот момент остро чувствуется присутствие рока, судьбы. И есть один зритель — Бог, даже не зритель в зале. Когда ты по-настоящему танцуешь фламенко, ты размышляешь. И погружаешься в ритм, в себя, не напоказ. Это состояние называется дуэнде — как бы «черный бес вдохновения»...
Однажды влюбившись во фламенко, вы останетесь поклонником этого танца навсегда. Кстати, научиться танцевать фламенко можно в любом возрасте.
Женщин, занимающихся этим танцем, всегда можно выделить из толпы: они имеют осанку балерины (фламенко тренирует те же группы мышц, что и занятия классическим танцем, в особенности это касается рук, плечевого пояса и спины). А еще фламенко учит всегда высоко держать голову и уверенно смотреть вперед!
СПРАВКА «Дня»
Фламенко (исп. flamenco) — традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Испании; это слияние музыкального сопровождения (токе), пения (канте) и танца (байле). Стиль представлен несколькими десятками разновидностей (более 50). Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой и перкуссией, иногда — кастаньетами.
Стили фламенко (palos) различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные палос — тона, солеа, фанданго и сегирийя (Ton, Sole;, Fandango and Seguiriya) — относятся к категории канте хондо (cante jondo, наиболее древнее ядро фламенко, восходящее к древнейшим музыкальным системам Индии). Вторая категория — это канте фламенко (cante flamenco, включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре).
Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира. Последние десятилетия появились смешанные разновидности фламенко и других стилей: фламенко-поп, фламенко-джаз, фламенко-рок, джипси-румба и другие.
Стили фламенко (пение, танец, мелодия) подобны живому организму, что требует их постоянного развития, а без развития нет жизни. Но, наряду с развивающимся фламенко, существует и «фламенкология» (книга под таким названием была написана Гонсалесом Климентом в 1955 г. и дала название этому разделу искусствоведения). Ученые этого направления занимаются изучением происхождения фламенко и его «истинного» стиля, традиций и т. п. До сих пор наравне со сторонниками чистоты стиля фламенко есть и приверженцы его новых форм и звучаний...
Фламенко еще называют танцем одиноких. Пожалуй, это единственный народный танец, в котором можно обойтись без партнера. Неистовая страсть слита в нем со строжайшим целомудрием: танцор фламенко даже случайно не смеет коснуться партнерши. Это буйство, эта импровизация требуют величайшей тренированности телесных и душевных мускулов, точнейшей дисциплины. Некоторые даже считают, что фламенко не эротичен, а это танец-диалог, танец-спор, танец-соперничество между двумя началами жизни — мужским и женским.