Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художественные метаморфозы Левка Микитича

Около 90 произведений мастера выставлены в Музее Т. Шевченко в Киеве
2 сентября, 2015 - 15:41
«ПРОРОКИ». 2008 г.

«В образованных его воображением средах осуществляются какие-то важные «космические» циклы, объяснить смысл которых могут лишь тонкие поэты, к которым и принадлежит автор». В этих строках речь идет не о литераторе, а о дрогобычском художнике Левке Микитиче и принадлежат они проректору Львовской академии искусств, профессору Роману Яциву. Нужно верить высказанному, поскольку искусствовед, нерядовой художник, в конечном итоге, один из авторов «Дня» Р. Яцив в своих наблюдениях о Л. Микитиче уловил чуть ли не самую существенную черту его творчества: поэтичность в увязке с лиризмом, философским виденьем мира. Имя Левка Микитича достаточно известно в кругах ценителей изобразительного искусства: член НСХУ, художник-педагог (преподает в Пидбугской Малой академии искусств им. Эммануила Мысько), член Дрогобычской ассоциации художников (ДАХ), участник многих выставок, в том числе и персональных. Кстати, недавно состоялась выставка его полотен во Львовской галерее «Велес», а в эти дни около 90 произведений мастера выставлены в Музее Т. Шевченко в Киеве. Это настоящее, а до того — длительный и целеустремленный путь становления художника, уроженца с. Нагуевичи, родины И. Франко. В своевременном выявлении и развитии художественных способностей юного человека важной является фигура педагога. Левку повезло: одним и из первых его учителей был основатель и директор детской художественной школы в Дрогобыче, отец «визиализма» Петро Гейдек. Под его непосредственным присмотром и влиянием в искусстве дрогобичан, оказалось несколько ярких личностей, но это — другая тема.

В настоящее время П. Гейдек проживает в Кельне (Германия); для любознательных — www. peter -heydeck. net. Обучение Л. Микитича продолжалось во Львове, он закончил училище декоративного и прикладного искусства им. И. Труша. Среди его львовских педагогов — Михайло Драган, Петро Маркович и другие, прививавшие юноше прекрасные идеалы и традиции львовской школы живописи. Жизненный и художественный опыт пополнился трудом в Молдове (1990—1998), где художник кроме остального, принимал участие в выставках от общества украинских художников Молдовы «Відродження». Дальше — возвращение в Дрогобыч — педагогический труд и... занятие живописью, наполненное творческим беспокойством и поисками своего стиля, характера и новых горизонтов. Не стоит говорить, что, по-видимому, каждый сознательный художник раздумывает над подобными вещами, однако эти качества у Л. Микитича неоднократно подчеркивались при попытке охарактеризовать его достижения. Как писала в свое время искусствовед Лада Цымбала, в основу образов его картин легли «традиции народного искусства Бойковщины, живописные карпатские пейзажи». Жанр пейзажа действительно у художника занимает весомое место, но уже с 2000-х годов в нем проступают особые черты, которые дополняют, даже изменяют традиционно-«живописную» трактовку карпатской красоты тревожными чертами внутреннего несогласия и осознания непредсказуемых изменений в природе. Выше говорилось о поэтике и философии художника, который воспроизводит — достоверно или «абстрактно», — окружающую среду. Относительно «абстрактности», то привнесение в живопись странных на первый взгляд или непонятных деталей, мотивов, которые якобы отсутствуют в реальной жизни, в настоящее время, в начале ХХІ века некстати говорить: все уже в искусстве открыто?! Однако, действительность подтверждает полностью другое: новые поколения творческих людей не только в изобразительном искусстве, но и в музыке, литературе — открывают новые образы. Основой здесь нередко становятся национальные, этнические, даже субэтнические корни, которые подсказывают новые «сюжеты» (Бойковщина — яркая субэтническая ветвь Украины).


«НАГУЕВИЧИ. МАКИ ЦВЕТУТ». 1999 г.

Одна из картин Левка Микитича называется «Жизнь бурлит», что будто бы отражает мировоззренческие позиции автора, который, пройдя в свое время афганский ад, знает цену жизни: в самые тяжелые времена нужно жить, а философский взгляд — облегчает? поддерживает? улучшает? действительность. Слово Роману Яциву, проницательному критику живописи: «Левко Микитич является одним из наиболее талантливых и оригинальных носителей идеи универсальности этого великого духовно— культурного комплекса в ее исторической ретроспективе — художником, который душу этого края так гармонично раскрывает через собственную экзистенцию».

Владимир ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ