Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Художник-хулиган

Эстетика негативного от Ильи Чичкана
2 июня, 2009 - 20:15
«МАЛЬЧИКА-ВОЛКА» ХУДОЖНИК ИЗОБРАЗИЛ НА КОРОВЬЕЙ ШКУРЕ / ФОТО АВТОРА

Исследователи искусства, критики, коллекционеры и психологи часто пытаются выяснить, какие переживания, какой взгляд на окружающую действительность послужили рождению того или иного произведения художника. В случае с новой выставкой Ильи Чичкана, открывшейся в галерее Людмилы Березницкой, можно достоверно сказать, что человеку творческому до всего есть дело и, обладая острым взглядом и фантазией, он способен указать нам на многие несуразности нашего быта.

Проект «Бытовой сюрреализм» Ильи Чичкана, слывущего одним из самых неординарных и самых покупаемых украинских художников — своеобразная формула времени. Конечно, можно спорить о том, нужны ли инсталляции вообще, но их актуальность в настоящее время оспаривать не приходится, потому что именно провокативные акции художников являются методом диагностики, позволяющим выявить наиболее негативные стороны нашего социума.

Эта выставка — необычная по исполнению и личная по содержанию. Как признался «Дню» сам автор: «Я вынашивал этот проект долгие годы, если не всю жизнь, и пока еще не все сказал из того, что хотелось бы. Мы привыкли не замечать, что нас во множестве окружают странные вещи; люди часто совершают странные поступки, и вообще вокруг нас очень много различных странностей... например, привычные ныне надписи на заборах. Это уродство нашей повседневности, на которое мы привыкли не обращать внимания. Ну, должен же был кто-то наконец указать на них пальцем»...

Илья Чичкан, используя доступный ему метод художественного жеста, представил на выставке новые экзерсисы на тему животного мира. В первом зале можно увидеть: «портреты» чучел маралов, муфлонов, козлов; застыл над Кораном кролик с оплавленной головой; две курицы несут золотые глицериновые яйца, а «Мальчик-волк» написанный на коровьей шкуре или мотоциклетный шлем с проросшими рогами удачно подчеркивают абсурдность происходящего.

Во втором зале одну из стен занимают неоновые надписи, те самые, с заборов, которые художник перенес в выставочное пространство. На полке вдоль стены расположились стеклянные композиции, созданные фантазией автора из переделанных заводских фигурок. Тут и зайчики, совокупляющиеся с пауками, и неестественно соединенные с оленями барсуки, и превращающийся в бегемота жираф, и многое другое, что просто не поддается идентификации.

Сам Илья не считает себя эпатажным художником. «Просто я хочу разобраться в себе самом, — говорит Чичкан. — У меня нет желания шокировать публику, а есть потребность понять, что же именно является искусством, что правильно, а что нет. Мне очень нравятся мутации, как социальные, так и физические... Что в искусстве хорошо, а что плохо, в этом еще предстоит разобраться. Считаю, что запретов не существует и для меня выбор темы диктует время».

Похоже, художник хулиганит, занимается шутовством, демонстрируя альтернативное видение и пытаясь в очередной раз показать нам — каков быт, таков и сюр.

Испокон веков шуты и скоморохи были невероятно популярными не только в народе, но и у власть имущих. Именно они всегда были тем индикатором, который определял уровень сознания социума. Не исчезли они и сегодня, ярким примером чему служит «Бытовой сюрреализм» Ильи Чичкана.

Светлана ГОЛОВКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ