Буквально за несколько последних лет из исключительных, уникальных явлений фесты выросли в массовое движение, которое распространилось по всей Украине.
За образец этих действий организаторы, как правило, берут европейскую модель, в наших широтах фестивали приобретают свое особое, характерное звучание. Это не означает, что наши фестивали — хуже, они просто иные. Если говорить конкретнее, то фест в западном понимании — это коммерция, а в украинском — идея. Европейские фестивали работают на бизнес-основе, т.е. их деятельность направлена на зарабатывание средств. Упрощенно это выглядит так: для привлечения как можно большего количества посетителей приглашают мировых звезд, плюс — всякие развлечения, зрелища, а также минимальные (но приемлемые!) условия для проживания. Посетители, в свою очередь, оплачивают билет. Так фестивальный бизнес и работает. Иными словами, наиболее известные крупные европейские фестивали — это большие коммерческие машины с известным на весь мир брендом, огромными бюджетами (которые иногда исчисляются миллионами) и определенным организаторским шаблоном. За такие фестивали приходится выкладывать немалые средства. К примеру, в нынешнем году билет на самый масштабный в Восточной Европе пятидневный фестиваль Sziget, который проходит в Будапеште (Венгрия) будет стоить 180 евро. Для украинских реалий эта сумма почти астрономическая, но ведь на Sziget — мировые музыкальные легенды буквально теряются в толпе себе подобных. В общем, за границей практика бесплатных фестивалей не распространена совсем. Исключением могут быть разве что отдельные узкоспециализированные действия, которые призваны продвигать определенный вид культуры. Они организовываются на идейных началах. Например, известная многим «Лемківська ватра», которая ежегодно в польском городе Ждыня собирает этнических лемков со всего мира.
В Украине ситуация кардинально другая. 90% фестивалей здесь держатся на энтузиазме организаторов и щедрости (или не-щедрости) спонсоров. Украинцы за подобные представления платить категорически не привыкли. По этому поводу можно морализировать. А можно просто признать, что бесплатные малоизвестные фестивали без размаха тоже заслуживают внимания. Да, туда не приезжают мировые имена, но, с другой стороны, там есть свои звезды. Это особенная история о свободной, анархической жизни с хипанским привкусом. В рамках упомянутых международных коммерческих машин эта атмосфера не может появиться априори. Поэтому имеем своеобразную фестивальную дилемму: либо идейность, либо коммерция. Конечно, сложно обобщать относительно всех мировых фестивалей. Очевидно, среди них есть и такие, которые умудряются попадать одновременно в двух зайцев.
ЭФФЕКТ МОЛОДОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
Цена в 250 гривен за трехдневный билет на фестиваль была первым (и, к сожалению, единственным) признаком европеизации украинского фестиваля «Свирж». Анонсировать его начали еще в начале лета. «Свирж» наделал немало шума: сначала по причине своих очень амбициозных заявок о европейскости, масштабности и первенстве, а впоследствии — из-за провала этих амбиций. Оказавшись перед упомянутой фестивальной дилеммой, организаторы, очевидно, выбрали пункт «или коммерция». А на выходе получили — мутированную «или идейность». Пригласив известных исполнителей (самыми желанными среди которых были Цезария Эвора и Нино Катамадзе), выбрав прекрасную локацию (живописный поселок Свирж со средневековым замком, расположенный за 40 километров от Львова), организаторы не рассчитали собственных ресурсов — ни человеческих, ни финансовых. Уже на второй день фестиваля по палаточному городку, словно дым от костра, поползли слухи о том, что две сцены из трех уже демонтируют, а половина из заявленных исполнителей не выступит. К сожалению, эти слухи оказались правдивыми. И если на второй день удалось услышать, во всяком случае, часть музыкантов, то программа дня третьего не была реализована вообще.
После такого коллапса организаторы фестиваля обратились к прессе и общественности с «Официальным объяснением неудачи фестиваля «Свирж-2009». В заявлении указывается, что из ожидаемых 30 тысяч посетителей на фестиваль приехали (т.е. приобрели билеты) около четырех-пяти тысяч. «Поэтому мы не смогли оплатить очередную часть денег за услуги техникам, поэтому Главная и Рок-сцены были отключены и начали демонтироваться. Программа первого фестивального дня была полностью выполнена, а во второй день мы сделали все возможное, чтобы максимально перенести обещанную программу на фолк-сцену, которая работала до пяти часов утра, и где все-таки выступили группы «Mad Heads XL», «Zdob si Zdub», «Figli di madre ignota» и другие.»
Одним словом, просчитались. Потому что проведение фестиваля европейского масштаба требует европейского же масштаба: во-первых, в финансировании (что в нашем случае — сомнительно); во-вторых, в численности (30 тысяч посетителей на первый и никому не известный фестиваль во Львовской области даже при условиях очень широкой промокампании не приехало бы, об этом красноречиво свидетельствует опыт организации других украинских фестов); в-третьих, непосредственно в организации (которая начинается от, прошу прощения, туалетов, к которым было много небезосновательных претензий).
О других субъективных причинах недовольства можно говорить долго. Как и в каждом отдельном случае каждого отдельного фестиваля. Но свою порцию грязи организаторы получили сполна. Между тем, проявленная инициатива (да, слишком амбициозная и — да, вовсе несвоевременная) — это уже важно. Кроме того, хотя музыка — это основной повод для проведения фестиваля, но не она там правит бал. Тем, кто способен оглянуться вокруг — увидеть природу, историю, людей, настроение и ее величество атмосферу — повезло, потому что для них все организаторские «минусы» отходят на второй план. И когда по-настоящему раскрываешь глаза, то вдруг оказывается, что вокруг — целые толпы прогрессивной, незашоренной, свободной, открытой для мира, общения и самих себя украинской (эта характеристика абсолютно осознана) молодежи. И как раз такие площадки как «Свирж» (даже в случае провальной организации) создают прекрасное пространство и наилучший повод для общения и объдинения именно такой молодежи.
Лучшие тому свидетели — те, кто не бросился собирать свои палатки даже после демонтажа последней сцены. Очевидцы утверждают: третий день фестиваля был наиболее ярким. Сработал закон самоорганизации. Сцены демонтированы, об обещанных зрелищах забыли, фестивальные программки горели в огромном костре. Кругом — несколько десятков профессиональных и импровизированных музыкантов — с гитарами, дарбукками, дримбами и первым-что-попало-под-руку-инструментами. Такое единение, по свидетельству тех же очевидцев, подталкивает к абсолютно другому восприятию своей богом избранной страны и того, как необходимо в ней сосуществовать. Таким образом, из фестиваля коммерческого «Свирж» превратился в фестиваль идейный. Украинское фестивальное движение вернулось в свое русло холодной-голодной, но такой романтической идейности.
Конечно, это не освобождает горе-организаторов от ответственности. Кстати, всех, кто остался недоволен фестивалем и желает вернуть потраченные на билет средства, они призывают направлять заявки по электронному адресу [email protected]. В упомянутом заявлении оргкомитет также отмечает: «Мы высказываем благодарность группам, которые согласились выступать при отсутствии надлежащего вознаграждения и обещанных условий, а также технической компании, которая обеспечивала работу фолк-сцены, претерпевая значительные финансовые потери».
Заплаченные за мой билет двести пятьдесят гривен прошу также считать инвестицией в развитие фестивального движения в Украине!