Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игорь КРИКУНОВ: Цыгане «цыганщину» никогда не проповедовали

16 августа, 2000 - 00:00

До этого Игорь двенадцать лет проработал ведущим актером в московском театре «Ромэн». «Ромэн» был воплощением его самой заветной детской мечты, и не только потому, что редкий ребенок в нашей стране в прежние времена не мечтал стать артистом. Сцена для цыгана особенно ценна тем, что это едва ли не единственный доступный ему способ самоутверждения в жизни. Так было всегда и так будет еще, по-видимому, очень долго. До тех пор, пока что-то не изменится в нас, за долгие века соседства так и не научившихся терпимости к «народу-невидимке», как называли цыган в давние времена. И до тех пор, пока что-то не изменится в них.

Игорь Крикунов относится как раз к тем людям, которые очень хотят, чтобы что-то изменилось. Этой цели служит созданный им шесть лет назад театр «Романс», репертуар которого выходит далеко за рамки обычных представлений о цыганской культуре. «Романс» работает как в жанре классического цыганского романса, так и цыганского народного фольклора, и музыкальной драматургии. А в начале сентября начнется организованный «Романсом» при поддержке фонда «Відродження» первый украинский международный цыганский фестиваль искусств «Амала-2000», на который приедут творческие коллективы из России, Македонии, Словении, Чехии, Болгарии, Югославии, Испании, Молдовы, Индии. Кроме выступления артистов, разнообразных конкурсов и игр, в программе фестиваля — и музеи быта, и ярмарки традиционных цыганских ремесел. Может быть посещение фестивального городка многим из нас поможет вспомнить, что цыгане — это не только те, кто с бубном и медведем по ярмаркам, но и кузнецы, лучше которых нет, и искусные ювелиры, и великолепные резчики по дереву. И, конечно же, будет цыганская песня, вольная и древняя, на которую непонятно почему всегда отзывается наша цивилизованная душа.

— Как появилась идея организации «Амала-2000»?

— Вначале была мечта о подобном творческом форуме. Первую попытку мы сделали еще пять лет назад, к годовщине театра «Романс». Конечно, фестивалем это никак нельзя было назвать — просто в парке имени Пушкина устроили цыганский праздник. В последние годы мы участвовали во многих международных фестивалях в Польше, Болгарии, России, Чехии. И когда появилась возможность сделать такой международный фестиваль на Украине, мы пригласили своих друзей — цыганские коллективы, с которыми познакомились на всех этих творческих форумах. Но наш фестиваль не будет точной копией тех, которые проводились в других странах. Его главная особенность в том, что он будет ландшафтным — под открытым небом на берегу Днепра раскинется фестивальный город, где будет несколько концертных площадок и все сугубо цыганские атрибуты — лошади и кибитки, шатры и палатки гадалок.

— Будут ли в фестивале элементы конкурсности — места, призы, награды?

— Уже в том, что все съедутся, чтобы показать себя, будет элемент соревновательности. А конкурсности как таковой не будет. Во-первых потому, что это подразумевает места и награды — а у нас на это нет денег. А во-вторых — настоящее фестивальное движение во всем мире — это чистая «тусовка». Люди для того и съезжаются из разных стран, чтобы «пофестивалить». И когда фестиваль превращают в базар, куда едут «деньги срубить», это немного опошляет саму его идею.

— Но ведь на это можно посмотреть и с другой стороны — разве плохо, что у артистов появляется лишняя возможность немного заработать. Разве у театра «Романс» не существует финансовых проблем?

— Проблемы сегодня существуют не у театра «Романс», а вообще у театра в Украине. Все выживают поодиночке, кто как умеет. Понятно, что только спектакли не могут прокормить ни один театр, и мы, как и многие другие артисты, участвуем во всевозможных презентациях, «тусовках». Конечно, это немного унижает, но если это может дать зарплату моему актеру — неужели я буду становиться в позу и кричать: нет, ни за что не пойду я на ваш теплоход?..

— Гастролирует ли «Романс» по стране?

— Недавно мы ездили с гастролями в Ивано-Франковск. С первого концерта было такое столпотворение! Нас долго не отпускали со сцены — «Браво!», «Бис!», слезы, крики. Но что касается финансовой стороны — это совершенно нерентабельно. Сегодня, к сожалению, ни один коллектив в Украине не может позволить себе гастролировать по стране без серьезной финансовой гарантии.

— Принято считать, что цыганская культура, искусство — явление, мягко говоря, второго порядка. Как вы думаете, почему сложилось такое мнение?

— Даже сейчас, организовывая фестиваль, я читаю в глазах многих людей, от которых что-то зависит: «Ваше место в кабаке». Но так могут думать только недалекие люди, которые никогда глубоко не проникали в эту культуру. Если бы они по-настоящему знали историю цыганского искусства, то вряд ли так себя вели бы. Ведь купцы, когда приезжали гулять к цыганам, приезжали не рассыпать золото, а увидеть искусство — настоящее, древнее, не похожее ни на что другое.

Наверное, в небрежном отношении к нашей культуре свою негативную роль сыграла та самая «цыганщина», когда не цыгане, а «под цыган» — с бубном, с гитарами и ресторанным репертуаром. Цыгане «цыганщину» никогда не проповедовали — ее породили, те, кто рядом. И почему так вышло, тоже понятно — даже сегодня, если нецыганский артист начинает терять свою популярность, он моментально переходит на цыганский материал. Чтобы через его эмоцию, темперамент, динамику вернуться к публике.

— А о чем поется в настоящих цыганских песнях?

— О трагедиях, которые совершались на пути следования, о том, что большинство цыганских могил — не на кладбище, а вдоль дорог. О потерях, об обездоленности. А еще — о любви, о юмористических ситуациях. Радость и печаль в цыганских песнях — рядом, потому что такой всегда была жизнь цыгана. Идет табор, остановились, гульнули, как в последний раз, потому что неизвестно, что ждет завтра. А потом забылись в слезах, в плаче или в радости, в танце — вот об этом все песни.

— То есть цыганские песни — воплощение ненаписанной истории цыганского народа?

— Да, народа, к которому веками относились, как к изгоям. Отчасти, наверное, мы и сами в этом виноваты. Надо было давно бороться за свое существование, осесть, зажить другой жизнью...

— Но разве тогда цыгане не перестали бы быть собой?

— Да не перестали бы, нет! Я, например, не застал кочевья — отец мой кочевал и дед, а потом осели и не потеряли ни своих корней, ни любви к своему народу. И когда паспорт получал, записал: «национальность: цыган». Хотя мне паспортистка очень не советовала эту национальность писать. Тогда я еще не понимал, почему.

— А теперь понимаете?

— Если ты цыган — все считают, что твое место на отшибе. Даже если тебе открыто это не говорят, ты все равно это ощущаешь — биополем, наверное, ведь цыгане — чувствительный народ. Наверное, никакому больше народу так не ставят в вину недостатки отдельных его представителей. Если кто-то из цыган попадает в неприглядную ситуацию — это моментально касается и тебя. Хотя все видят, что ты живешь по другим законам.

— А если бы у вас вдруг появилась возможность получения больших инвестиций, во что бы вы вложили деньги?

— Построил бы центр цыганской культуры, где были бы не только театр и студия — музыкальная, театральная. Но и школа — детская и для родителей. И все цыганские коллективы, которые сегодня мыкаются в столице, объединил бы под эту крышу, чтобы получилась такая мощная лаборатория цыганской культуры.

— Может ли цыганская культура умереть? В каком случае это произойдет?

— Цыганская культура умрет, если на нее не будет обращено внимание прежде всего самими цыганами. Ведь сегодня цыгане в большинстве своем знают жизнь только на уровне того, как прокормить семью. А тем временем вокруг кипит совсем другая жизнь со всем ее многообразием. Нам нельзя жить на отшибе, если мы хотим, чтобы нас уважали, то мы сами должны включиться в эту жизнь. Строится сейчас наше государство — в этом деле должен быть и наш вклад. В первую очередь цыганам нужно приложить все силы к тому, чтобы дать образование своим детям. Потому что только образование может вывести на другой уровень сознания. И не надо бояться того, что растворимся, ассимилируемся. Да никогда в жизни цыган цыганское не потеряет, все равно кровь свое возьмет.

— Вы с оптимизмом относитесь к таким перспективам?

— Вот как раз сейчас у моего дома стоит пять кибиток. И если не быть оптимистом — нужно садиться на лошадь и ехать кочевать...

— А вас никогда не тянет вот так вскочить в кибитку — и на волю, в степь, как в старые времена?

— Тянет, конечно. Но... дети, может, и поехали бы со мной. А жена любит, чтоб из крана текла горячая вода, чтобы свет горел...Она со мной не поедет.

СПРАВКА «ДНЯ»

Цыганский музыкально-драматический театр «Романс» создан Игорем Крикуновым в 1994 году, статус «государственного» получил в 1996 году. Лауреат многих международных фестивалей (последние награды — Большая золотая медаль Московского цыганского фестиваля искусств, награда театрального фестиваля «Третье тысячелетие» за спектакль «Здравствуй, Пушкин!»). В труппе театра работает 20 артистов. Последняя премьера — цыганская рок-опера «Два голоса» по мотивам произведений Пушкина и Гарсиа Лорки. Кроме артистов театра в спектакле заняты Ани Лорак и Дмитрий Климашенко.

Беседовала Светлана СОКОЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ