Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Игра стекла и металла

Американская техника Тиффани для изготовления витражей становится популярной в Украине
15 января, 2008 - 20:06
ФРАГМЕНТ ИНТЕРЬЕРА (РАБОТА НАДЕЖДЫ ГОНТАРЕНКО) / ФОТО АВТОРА

Осуществовании техники «стекло в металле» — вырезании по витражному стеклу и металлическим пластинкам различных фигур — знает не так много людей. Чаще всего ее используют для украшения домов, мебели, предметов интерьера и тому подобное. Раньше витражное стекло использовали при оформлении церквей, ныне из него изготавливают сувениры и мелкие предметы быта. Среди ряда методов, существующих в этом искусстве, мастера предпочитают технику Тиффани (появилась в США в ХIХ веке). О преимуществах и особенностях американского метода «Дню» рассказала украинская народная мастерица Надежда ГОНТАРЕНКО.

— Пани Надежда, в чем суть методики Тиффани?

— Для изготовления витражей по этой технике во всем мире используют специфическое трёхмиллиметровое полупрозрачное витражное стекло. У этого материала есть много оттенков и фактур, дело мастера — найти и объединить в композиции исключительно те краски, которые гармонично подходят под замысел автора. Стекло сочетает две стихии, создавшие его. Это огонь и воздух — жар и прохлада, разрушение и возрождение. Есть даже мнение, что стекло — самый романтичный материал среди созданных руками человека. А разные цвета позволяют узору из стекла менять будничность на свое усмотрение. Когда цвета объединяются в витражах, мир становится другим.

— С чего начинается изготовление изделия из стекла?

— Если под рукой есть маленькие кусочки разноцветного витражного стекла, стеклорез и паяльник, можно считать, что процесс создания стеклянного изделия начался. Вырезав стекло необходимых размеров, его нужно пропаять со всех сторон и придать определенную форму в зависимости от того, какое изделие вы хотите создать. Потом эти кусочки соединить, используя при спаивании кусочки металла, — для прочности изделия. Лишь после этого начинается творческий этап работы — художественное оформление изделия витражными красками. Но на этом процесс не заканчивается. Разрисовав изделие низкотемпературными красками, его нужно положить в специальную печь для закрепления рисунка на стеклянной поверхности. Поскольку после паяния стекло теряет свой блеск, готовое изделие натирают окислителем или обычным средством для мойки стекла.

В целом по технике Тиффани можно изготовить все, чего душа желает: фигурки животных (рыбок, птичек, слоников), рамки для фотографий, зеркальца, подсвечники, фигуры ангелов, брошки и много других вещей. Главное в этом деле — широкий полет фантазии и немалый запас терпения.

— А сколько времени требуется на изготовление одного стеклянного шедевра?

— Длительность работы зависит от того, какого размера стекло использует мастер. Чем мельче детали, из которых состоит стеклянная фигура, тем больше времени тратится на изготовление композиции. Например, бабочек, насекомых средних размеров (10—15 сантиметров в длину) можно сделать меньше чем за полтора часа. А вот на изготовление мелких паучков, брошек (размером три-четыре сантиметра) я трачу больше двух часов. Среди изделий, которые я изготовила в последнее время, больше всего времени ушло на изготовление новогодней елки. Хотя она имеет высоту чуть больше 40 сантиметров, и, казалось бы, что ее можно сделать очень быстро, работа над елкой продолжалась почти четыре дня. У неё было множество мелких деталей в виде разноцветных капелек, изготовление которых и заняло много времени.

— Не надоедает ли вам часами сидеть над стеклом и работать с таким мужским инструментом, как паяльник?

— Признаюсь, что мое искусство заставило пойти на некоторые женские жертвы. Например, я не могу позволить себе накрасить ногти лаком, потому что при работе с окислителями он течет и искажает нанесенную на стекло картинку. Но это пустяк по сравнению с тем, какое удовольствие приносит мое увлечение, ведь награда за тяжелую работу значительно ценнее, чем накрашенные ногти. Она позволяет мне самореализоваться и выразить свои мысли в стекле. Иногда, беря в руки материал, я не знаю, что получится в конце. Все зависит от настроения. Если на душе легко и весело, появляются улыбающиеся и жизнерадостные фигурки, и наоборот, — подавленность, разочарование или беспокойство заставляют использовать темные краски, вырезать грустные и хмурые лица на фигурах.

— Вашу работу сложно назвать легкой. Наверное, это влияет и на стоимость готовых изделий?

— Цена готовой композиции зависит от размера и времени, потраченного на ее изготовление. Например, маленькие животные, брошки или зеркальца стоят 40—50 гривен, небольшие картины — больше 80 гривен. Сейчас самой дорогой работой в моей коллекции является новогодняя елка, цена которой — 500 гривен. На первый взгляд, цены кажутся невероятно высокими, но если учесть то, что стекло, краски и другие вспомогательные материалы я заказываю за границей (стекло — в Германии, а краски — в Канаде), то такая дороговизна вполне оправдана. К сожалению, изделия из «стекла в металле» могут себе позволить не все желающие. Но иногда желание приобрести эксклюзивные предметы быта или интерьера берут верх, и людям не жаль потратить несколько сотен долларов на изготовление изделий по их заказу.

— А что чаще всего вы делаете на заказ?

— Иногда ко мне обращаются с просьбой украсить двери внутри домов стеклянным панно. Такое удовольствие тоже не из дешевых (один квадратный метр композиции из стекла стоит больше 200 долларов).

— Наверное, у вас дома немало собственных изделий?

— Что касается собственных композиций, то их в моем доме не так много, все они быстро раскупаются поклонниками моего творчества. Поскольку я не люблю однообразия не только в работе, но и в повседневной жизни, то предметы интерьера часто мигрируют по квартире. Хочется разнообразить каждый день своего существования чем-то неповторимым и оригинальным. Поэтому все, что я вижу вокруг себя, пропускаю через собственное мировоззрение, добавляю немного абстракции и начинаю играть со стеклом. Если у человека широкое поле фантазии и воображения, то работа идет легко и не требует значительных усилий. А научиться этому искусству, как и любому другому, сможет каждый желающий, было бы только желание.

Инна ФИЛИПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ