В новой киевской галерее «Bottega» (Михайловская, 2 2 Б) открылась выставка одного из лучших украинских живописцев.
На Михайловской выставлены работы Матвея Вайсберга разных лет — от цикла 1999 года «Семь дней» до «Игры в кораблики» этого года. Впечатление от его работ всегда настолько эмоционально мощное, что искусствоведческий комментарий кажется слишком тесным.
«Семь дней» в свое время стали если не сенсацией, то во всяком случае заметным событием в арт-среде. Большие иероглифические полотна навеяны мотивами Ветхого Завета, хотя отражают даже не столько создание библейского космоса, сколько демиургию мира художника. Каждый из элементов этой поразительной вселенной, представленный определенным знаком, является частью более сложной и глубокой структуры, настолько же самодостаточной, насколько и открытой к любым прочтениям. А цветовое решение здесь также задают краски-первоэлементы — черная, синяя, золотая.
Несколько холстов «Мать и ребенок» из серии «Семейный иконостас» — не просто портреты матери с ребенком на руках, а образ материнства как такового, запечатленный в классической композиции фигур и по-рембрандтовски сдержанных переходах от желтоватого к черному.
Самые герметичные работы на выставке объединены общим названием «Слабый антропный принцип» — это конкретное научное понятие, разработанное еще в 1960 годы. Говоря упрощенно, согласно этой концепции, сама логика развития Вселенной, в конце концов, приводит к появлению независимого наблюдателя, то есть человека. Монотонные, с преобладающим серым картины, написанные преимущественно в 2006 году, как раз и представляют собой что-то наподобие стоп-кадров переходного состояния материи; первые наносекунды существования нового времени и пространства, осуществление той самой крайне малой вероятности появления разумной жизни; если «Семь дней» фиксировали мифологию мироздания, то «Слабый антропный принцип» отражает его начальную механику — Вайсберг словно заглядывает за фундамент всего сущего.
Особо воспринимаются два парафраза картин Леонардо да Винчи и Микеланджело: соответственно «Штудия на тему «Битва при Ангиаре» и «Штудия на тему «Битва при Кашине» (2008). Сами «Битвы» давно перешли в разряд легенд искусства о своеобразной живописной дуэли двух титанов, о нарисованных на картонах шедеврах, долгое время хранившихся во Флоренции, привлекая толпы эпигонов и копиистов... Вайсберг однако не впадает в грех реконструирования или иронии, также обе «Штудии» не являются батальными полотнами в классическом понимании; сплетение довольно условных тел дает поразительное ощущение живописного усилия, на котором, собственно, и основывался феномен Ренессанса.
Самые последние работы довольно неожиданны, но, в то же время, и весьма эффектны, представляя собой энергетическое сердце экспозиции. Цикл этого года «Игра в кораблики» — это ряд изображений старинных судов: датского и английского фрегатов, каравеллы, джонки, венецианской галеры и т.д. Это не иллюстрации к определенному историческому или литературному материалу — это, скорее, авторские грезы о кораблях. Каждое из этих судов похоже на живое, одушевленное существо, а моря, где они плывут или, скорее, парят, могут быть где угодно — и на земле, и на небе, и намного дальше. Ни в коем случае не умаляя значимости остальных полотен, должен все же заметить, что в залах с «Корабликами» и с «Штудиями» хочется задержаться как можно дольше, потому что игра, затеянная художником, захватывает чрезвычайно.
Ведь, в отличие от большинства своих украинских коллег по цеху, Вайсберг играет по-настоящему. Это игра ради наивысшего художественного результата, и в конечном счете выиграют в ней все, у кого не засоренный ум и внимательный взгляд.