Кусочек Японии могли увидеть на прошлой неделе в Украинском доме киевляне. Почему увидеть? Потому что речь идет об икебане, японском традиционном искусстве составления композиций из живых цветов. А срезанные цветы долго не живут. От силы дня два-три. Профессор икебаны Ямада Мидори, которая возглавляет филиал института икебаны (школы Икебоно) в странах СНГ, считает, что и этот срок преувеличен. На выставке были представлены все цветы, которые на начало июня мог предложить Ботанический сад имени О. Фомина Национального университета имени Т. Шевченко. Днем в малом выставочном зале Украинского дома профессор Ямамото собрала своих киевских учениц курсов икебаны, которые бесплатно действуют при японском посольстве, и они составили эти букеты с использованием техник разной степени сложности.
На открытии выставки было тесно от посетителей и порой казалось, что цветы начинают задыхаться. Кроме того, каждое из произведений, сделанных руками госпожи Ямады Мидори и ее учеников было настолько самодостаточно, что каждая из композиций требовала отдельной комнаты, и близкое соседство с другими икебанами меняло впечатление. А экспонатов из цветов было много. В них присутствовали немыслимые, с нашей точки зрения, сочетания мака с герберой и листками ландыша, ивы, чернобривцев и розы, анемоны и васильков, то есть смесь растений разных порядков — тепличных, садовых и полевых.
В украинском народе, по словам первого советника Посольства Японии в Украине господина Ватанабе, подкупает желание украсить каждый пустующий участок земли цветами, но вам присуще стремление к симметричности. По его мнению, любовь к цветам роднит наши народы, а искусство икебаны позволяет раскрывать душу каждого растения.
Госпожа Ямада Мидори является профессором Московского государственного университета, где преподает японский язык. Она вручила 14-ти киевским выпускникам первого года обучения курсов икебаны дипломы. Несмотря на свое довольно-таки высокое положение в иерархии знатоков древних искусств Японии, профессор Мидори продолжает участвовать в творческих состязаниях. Так в 1998 году она стала победительницей конкурса по икебане среди профессоров школы Икебоно в Японии.
На выставке в Украинском доме, кроме композиций из живых цветов, созданных по канонам школы Икебоно, были представлены хайга самой Ямады Мидори, калиграфические работы Тена Синьити, а также работы Киевского клуба оригами. Информация, закодированная в образах, была настолько насыщенной, что для осознания ее посетителям нужно было пройти экспозицию по несколько раз. И желательно — в сопровождении кого-нибудь из слушателей курсов. Юлия Степанова, с новеньким дипломом в руках, автор композиции, где оранжево-солнечная гербера сочеталась с лиловой анемоной и зеленым листом папоротника, рассказала, что ей очень нравится познавать что-то новое. Она только закончила КПИ, на курсы икебаны пришла после лекции о чайной церемонии. Другая культура, считает девушка, обогащает человека. В углу экспозиции госпожу Ямаду Мидори окружили журналисты. На вопрос: «О чем вы думаете, когда составляете свою композицию?» она ответила неожиданно: «Ни о чем. Я просто хочу, чтобы это было красиво». Самые любимые ее цветы — полевые. «Я всегда радуюсь возможности собрать цветы в поле — приношу домой их целую охапку. Но, к сожалению, стебли таких растений гибкие. Из них, конечно, можно сделать композицию, но это будет ненадолго», — говорит она.
К концу вечера в зале стало просторней и, казалось, цветы наконец смогли облегченно вздохнуть. Теперь им не надо было соревноваться друг с другом: каждый из них жил своей жизнью. Их души обрели гармонию. Над ними парили знаменитые бумажные журавлики-оригами, колеблясь в унисон их дыханию. «Цветов в композиции должно быть немного, и при составлении икебаны можно использовать не больше трех материалов», — напутствовала напоследок госпожа профессор.