Выставку «Полет в замкнутом пространстве» представили во Львовской национальной галерее искусств имени Бориса Возницкого - во дворце Лозинского (ул. Стефаника, 3), и это уже вторая на протяжении года (в феврале в Музее Пинзеля, что также является отделением ЛНГИ, состоялась выставка Качмара «Таинство») вот такая, мощная, продвижение ретроспективы художника, который, как отмечают в ЛНГИ, был «целеустремленно устранен из актуального поля львовского искусства еще в конце 1970-х, зато адекватно воспринимался и получил признание десятилетие спустя на Западе».
«НА ОСТРИЕ АКТУАЛЬНОЙ МИРОВОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ»
«Это наилучший визуальный материал, который я когда-нибудь исследовал, - отмечает куратор выставки «Полет в замкнутом пространстве» кандидат искусствоведения Богдан МИСЮГА. - Глубокая философия, трансформируемая в абстрактную форму. Это даже не для аудитории моих ровесников. Убежден, что все творилось в далекие 1970-1980-ые для молодежи нашего времени».
Богдан Мисюга поблагодарил публику, которая пришла на открытие выставки Качмара, а людей пришло, невзирая на жару и ковидные предостережения, немало, и обратился к ней так: «Уважаемые друзья галереи, фанаты модернизма и те, кто уважает неофициальное искусство». По мнению искусствоведа, очень мало художников, в диапазоне творчества которых можем сказать об огромном отпечатке эволюции львовского искусства: «Мы всегда говорили, что где-то там, на Западе, стремительно развивались модернизм, постмодернизм, но мы никогда не думали, что в Украине были интеллектуалы, которые также активно рефлексировали на события в мире. Характерно, что эта выставка абсолютно разрушает стереотипы о том, что львовское искусство осталось где-то там, позади, и что украинское искусство нельзя трактовать в мировом контексте. Те произведения, которые мы видим, начиная из средины 1970-х годов, говорят о том, что художественный климат во Львове всегда был на острие актуальной мировой проблематики».
Также Богдан Мисюга отметил, что эта выставка является и образовательной платформой недавно открытого во Львове Музея модернизма, потому что этот музей создавался как экспериментальный, и в процессе создания его оказалось очень много понятий, которые искусствоведы не знают, как интерпретировать. «Выставка Ярослава Качмара - это путь к пониманию того, что представлено в Музее модернизма, как мы должны изменить взгляд на это, как научиться понимать абстракцию», - сказал Богдан Мисюга.
«ВСЕ, ЧТО МЫ ВИДИМ, - ЦЕЛОСТНОСТЬ»
Приятно, что среди собравшихся на открытии выставки были старые друзья художника. Например, дирижер Роман ФИЛИПЧУК, о котором во Львове всегда говорят как о философе и профессионале наивысшего уровня.
«Мне кажется, что метафора «Полет в замкнутом пространстве», которую избрал автор сегодняшней экспозиции, - заключает в себе многослойность, - отметил Роман Филипчук. - Позволю себе определенные рассуждения, поскольку на протяжении 43 лет общался с Ярославом. Я бы вторую половину метафоры, которая говорит о замкнутом пространстве, толковал неоднозначно. С точки зрения полета его идей, его ощущений - замкнутости нет, она раскрыта во Вселенной. А с точки зрения тех препятствий, которые он в свое время чувствовал. Можете себе представить, что эту красоту называли «человеконенавистнической». Я уверен, что художественный талант, который поселился в свое время в нем, почувствовал себя дома. Поэтому этот человек никогда не должен был искать что-то и никогда не менялся. Все, что мы видим, - целостность. Учитывая это, желаю Ярославу продолжения на долгие годы творческих идей. А то, что мы сейчас видим, уже попало в разряд вечного. И еще хочу сказать о таком: если в такое непростое время так много людей в масках пришло на открытие экспозиции, это значит, что и они имеют красивые души. Желаю и автору, и зрителям радоваться красивому».
«ФИЛОСОФСКОЕ ВИДЕНЬЕ»
Поздравила Качмара с открытием экспозиции и известный искусствовед, критик и историк искусства Любовь ВОЛОШИН: «Ярослав Качмар принадлежит к числу художников, которые очень длительное время, с 1970-х годов, представляют львовское искусство. Он всегда находится в русле новых исканий львовской живописи, начиная от сюрреалистических его композиций до абстракции. То есть, как справедливо заметил Богдан Мисюга, о нас говорили, что мы - провинция, в арьергарде, а в действительности мы двигались в русле мирового искусства, и пан Ярослав - один из думающих, очень цельных в своем художественном виденьи художников. Я, конечно, сейчас еще внимательнее рассмотрю все разделы выставки - этапы его творчества. А теперь хочу его поздравить с тем, что он последователен, имеет свои темы, свои смыслы, свое виденье - философское виденье. И я хочу когда-то расшифровать, что он вкладывает в свои произведения».
СЧАСТЛИВ И ТРОНУТ
«Я недаром ждал все эти годы, - отметил в кратком слове Ярослав КАЧМАР. - Этих всех работ давно бы могло уже не быть. Но я мечтал встретиться с львовским зрителем - встретиться в таком большом, объемном проекте. Я счастлив. Хочу поблагодарить директора Львовской галереи искусств Тараса Возняка за доверие, потому что за полгода состоялись две больших моих выставки во Львовской галерее искусств».
Благодарил Ярослав Качмар и куратора выставки Богдана Мисюгу, и весь коллектив ЛНГИ, который работал над выставкой и благодаря которому художник смог показать «свою затворническую жизнь», и мастерам, которые помогали возобновлять его работы для экспонирования.
А посвятил Ярослав Качмар выставку «Полет в замкнутом пространстве» двум близким людям - деду Петру, который маленького, 7-летнего, Ярослава привез из села Конюшки-Королевские во Львовскую картинную галерею и показал европейскую живопись («И с тех пор все и состоялось, в том числе были куплены первые акварельные краски»), и жене Оресте, которая «до всього мала терпіння і завжди морально підтримувала».
А особенная благодарность от Ярослава Качмара гостью из Флориды, который специально прилетел на открытие выставки, а также - гостям из Генуи: «Я тронут».
«ПОЛЕТ В ЗАМКНУТОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Выставка имеет четыре раздела, и это - ранний сюрреалистический период творчества Качмара конца 1970-х, органическая абстракция начала-середины 1980-х, тактильные эксперименты конца 1980-х - начала 1990-х и поиски чистой формы на грани тысячелетий.
Приблизительно 250 разноформатных живописных полотен зритель увидит впервые за 40 (!) лет. Часть из них, как рассказал «Дню» Богдан Мисюга, выставляли с начала 1990-х за рубежом, где имя Ярослава Качмара хорошо известно.
Художнику исполнилось 66 лет. Родился на Самборщине (Львовская область). В 1974-ом окончил отделение керамики Львовского училища прикладного и декоративного искусства (теперь Колледж им. Ивана Труша. - Т.К.). Работает в керамике, живописи, графике и рисунке.
С 1994 года художник тесно сотрудничает с Бюро художественных выставок Люблина (Польша). Награжден почетными медалями Международной биеннале современного экслибриса в городе Мальборк (Польша) в 2013 и 2015 гг. и Международной триеннале «Малые графические формы» в городе Лодзь (Польша) в 2014 г. В 2010-ом был куратором Международной биеннале графики во Львове. В 2020-ом стал первым украинским художником, которого избрали членом жюри в триеннале графики в городе Лодзь.
Произведения художника хранятся в частных, музейных и галерейных коллекциях Чехии, Швеции, Норвегии, Германии, Польши, Дании, Испании, Италии, США, Японии и Китая.
Показ ретроспективы Ярослава Качмара будет длиться во дворце Лозинского до 29 августа, и попробовать постигнуть глубокую философию художника, трансформируемую в абстрактную форму, почувствовать его полет в замкнутом пространстве смогут все желающие – была бы охота.
Тем временем Львовская галерея искусств уже подготовила каталог выставки. «Он уже пошел в печать», - рассказал «Дню» Богдан Мисюга. И прибавил, что для большинства ценителей искусства действующая выставка Ярослава Качмара - полная terra incognita (неизвестная земля), потому что художник представляет один из прогрессивных кругов альтернативной художественной культуры Львова прошлого столетия, которое не вошло в хрестоматийные анналы новейшей истории: «Его творчество в те годы - стремительная эволюция от сюрреализма до абстрактного образа, а вместе с тем - визуализация непростой конфигурации тогдашнего мировоззрения, где первичными являются не подражания действительности, а интеллектуальное опережение его процессов».