Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ирина Дука: Киностудия для меня всегда была вокзалом, а театр — домом

Как актрисы становятся режиссерами
17 марта, 2010 - 19:15
В СПЕКТАКЛЕ «СТРАННАЯ МИССИС СЭВИДЖ» ИРИНА ДУКА ВЫСТУПИЛА КАК РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК И ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА ГЛАВНОЙ РОЛИ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Недавно в Театре русской драмы им. Леси Украинки состоялась премьера: Ирина Дука вынесла на суд зрителей две свои работы в спектакле «Странная миссис Сэвидж», — выступив как режиссер-постановщик и исполнительница главной роли. У Дуки характер сильный, а по натуре она трудоголик. И оптимист, хотя в жизни ей довелось пережить разное...

Окончив Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого, Ирина Дука стала актрисой (в ее трудовой книжке всего лишь одна запись — Театра им. Леси Украинки). Как актриса, она воспитывалась и росла на классической драматургии: Горький, Булгаков, Островский, Гольдони, Уайльд. Зрители полюбили Дуку в ролях красавицы Натали Пушкиной в «Последних днях» М. Булгакова, Анны в «Варварах» М.Горького, Людмилы в спектакле «Поздняя любовь» А. Островского. Ирина Михайловна никогда не ограничивалась рамками амплуа «героини». Играла с одинаковым рвением и характерные, отрицательные роли. Можно вспомнить ее гротесковую госпожу Спасич в комедии Б. Нушича «ОБЭЖ» и драматичную Элеонору Шнап в «Событии» В. Набокова, нетерпеливую Гвендолен в «Как важно быть серьезным» О. Уайльда, лирическую Людмилу в «Поздней любви» А.Островского и другие разнообразные женские образы, воплощенные на театральных подмостках. Сегодня Дука блестяще играет отрицательную эпизодическую роль донны Консепсьон в спектакле «В плену страстей» («Каменный властелин») Леси Украинки, а завтра старую деву в «Рождественских грезах». Яркими комедийными, подчас гротесковыми красками наделила Лидия Михайловна свою Леди Снируэл в спектакле «Школа скандала» Р. Б. Шеридана.

Характер лидера и стремление к более полному самовыражению привели Ирину Дуку к режиссуре. Она поставила восемь спектаклей в Русской драме и три в театре «Браво», а, кроме того — множество этюдов и сценок со студентами кинофакультета Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого.

Человечность, духовность, интерес к психологии людей, детальная разработка характеров, исследование взаимоотношений людей — Ирина Михайловна стремится сохранить в своих работах, актерских и режиссерских. В одном интервью И. Дука сказала: «Когда я работаю с актерами, я их люблю». И это действительно так. На репетициях она старается не быть категоричной, дает возможность проявиться актерам, ведь, будучи сама актрисой, понимает их устремления.

Ирина Михайловна безболезненно перешла на роли матерей и бабушек, что для многих актрис является проблемой. Так, в спектакле «Немного нежности» играет трогательную влюбленную бабушку Мими. Это спектакль о том, что жизнь прекрасна в любом возрасте. А вот роман с кино у актрисы не сложился. Вернее, кинематографу не повезло, что обошел вниманием ее талант. Дука говорит: «Киностудия для меня всегда была вокзалом, а театр — домом»...

На родной сцене недавно появился спектакль «Странная миссис Сэвидж», он, как и все спектакли Ирины Дуки, — о доброте, милосердии и сострадании. Старшее поколение зрителей, наверное, вспомнит спектакль Театра им. Леси Украинки, где главную роль миссис Сэвидж играли замечательные актрисы Евгения Опалова и Анна Николаева. Это были превосходные актерские работы. Однако с тех пор прошло уже более тридцати лет. Выросло другое поколение зрителей. И как режиссер, и как актриса Ирина Дука представляет публике свою новую версию известной пьесы Джона Патрика. В ней чувствуется дыхание нашего времени, поэтому эта трагикомедия вызывает в зале и смех, и слезы одновременно. Сэвидж-Дука в чем-то прагматична, острее реагирует на происходящее, но так же трепетна в отношениях с людьми, болезненно реагирует на любое проявление несправедливости...

Добрые и человечные спектакли Ирины Дуки — выражение ее личности: скромная женщина, с добрым, сочувствующим, всегда заинтересованным и искренним взглядом. Ее муж, в прошлом блистательный актер (трагифарсового дарования) Русской драмы Валерий Бессараб, ныне из-за болезни не выходит на сцену, но активно интересуется жизнью театра. Более сорока лет они вместе. Согласитесь, что это большая редкость для актерских семей. Для Ирины Михайловны муж — главный советчик и друг. Уже много лет Дука и живет между домом и театром. Их семья живет скромно — у них нет ни машины, ни дачи. Зато доброты хватает на всех: кормят бездомных собак и птиц, недавно выходили и приютили приблудившуюся собаку с переломанной лапой, увезли в село и пристроили хорошим людям бездомного кота... Как-то в беседе с журналистом на вопрос, сильная ли она женщина, Ирина Михайловна ответила: «Я постоянно сама себе доказываю: все, что происходит, — нормально, этот день нужно просто пережить»...

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ